Семья

Что относится к видам социального обеспечения. Социальное обеспечение и социальная защита в рф. Виды социального обеспечения

Социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан, которые по тем или иным причинам не могут быть занятыми в экономическом производстве.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

На основании статьи 39 Конституции каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезней, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

Некоторые ученые включают в систему социального обеспечения не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Каждое из этих прав обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами.

Виды социальных страховых рисков:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения .

Принципы социального обеспечения:

1) всеобщность – распространение при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы. Обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца;

2) общедоступность – условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех;

3) установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью;

4) большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости;

5) демократический характер его организации и управления. Большая роль в этом принадлежит профессиональным союзам, которые участвуют в этом процессе.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Соцобеспечение реализуется, главным образом, посредством распределения пенсий и пособий.


Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности и потери кормильца.

Защита интересов малоимущих категорий общества, поддержка отдельных социальных групп и обеспечение нуждающихся - это приоритетные задачи любого правового государства.

Россия согласно утвержденным конституционным принципам признана государством социальным, и следовательно на государственном уровне должны предприниматься меры для обеспечения достойного проживания любых категорий и прослоек общества.

Действующим законодательством всем гражданам РФ полагается соцобеспечение по возрасту, государственная поддержка при болезни, инвалидности или потери кормильца.

Защита интересов материнства и детства предполагает выделение средств, необходимых для обеспечения интересов детей, их воспитания и развития. Данный перечень мер социальной защиты не является полным и законодательно могут устанавливаться другие случаи.

Как правовая категория социальное обеспечение является системой мер и действий государства для использования бюджетных средств и направления их для формирования фондов материальной и социальной поддержки тех категорий, чьи доходы в силу определенных жизненных обстоятельств не обеспечивают им необходимого жизненного уровня.

В систему указанных мер включены различные пенсии, государственные пособия, льготы, государственные компенсации и услуги.

Выплата пенсий социально не защищенным группам населения является основой социально-правового государства и мерой социальной защиты и поддержки. Когда человек достигает определенного возраста, либо ему устанавливается инвалидность, то им утрачивается заработок, и государство в целях компенсации дохода, назначает определенную денежную выплату - пенсию.

На протяжении последних двух десятилетий в России неоднократно проводилось реформирование пенсионной системы, что связано с экономическими изменениями в стране, установлением нового правового порядка, появлением новой системы органов социальной защиты населения, а также изменениями в обществе.

Вопрос назначения пенсий регулируется специальными законами, и в настоящее время основными пенсиями являются пенсия по достижению определенного возраста (старости), выплаты инвалидам, социальная пенсия, пенсия для определенных групп (военнослужащие, государственные служащие, космонавты), пенсия назначаемая при потере кормильца.

Проблемы пенсионного обеспечения весьма существенны в современном обществе. В последнее время особый интерес также вызывает и повышение в будущем пенсионного возраста.

Много вопросов возникает с назначением пенсии, расчетом ее размера, перечнем необходимых документов для назначения пенсионных выплат.

В первую очередь это связано с тем, что многие граждане осуществляли трудовую деятельность еще в советский период, в связи с чем при назначении пенсии возникает ряд вопросов, связанных с расчетом размера пенсии, предоставлением документов и дополнительной информации.

Экономические изменения привели к тому, что предприятия и организации прекратили деятельность, многие реорганизованы или изменили название, архивы документов утрачены или уничтожены.

Особая озабоченность у граждан возникает, когда необходимо затребовать документы из тех государств, которые прежде входили в состав СССР. Все эти факторы зачастую делают невозможным предоставить документы необходимые для назначения пенсии, что вынуждает граждан обращаться в суд за защитой своих интересов.

Еще одной мерой социального обеспечения граждан являются пособия, которые назначаются в силу наступления определенных событий, например, достижения старости, либо неблагоприятных факторов, таких как болезнь, инвалидность, временная или постоянная нетрудоспособность.

Основным отличием пенсии от пособия, является то что пенсия обусловлена трудовой или иной общественно-полезной работой, которая ранее осуществлялась человеком, в то время как пособия назначаются при наступлении нетрудоспособности, когда требуется дополнительная поддержка и забота со стороны общества и государства.

Наиболее значимыми пособиями являются выплаты связанные с временной нетрудоспособностью, в связи с перенесенным заболеванием или болезнью, пособия при полной утрате возможности трудится в связи профессиональным заболеванием или трудовой травмой.

Особую группу составляют меры защиты обусловленные временными физиологическими и социальными изменениями, такими как беременность, роды, рождение ребенка и нахождение в отпуске по уходу за ним.

Также имеются пособия направленные на поддержку установленных демографических групп населения, таких как многодетные семьи, матери-одиночки, дети сироты. Отдельное место занимают пособия на погребение.

Назначение и выплата указанных социальных выплат зачастую связаны с предоставлением многочисленных документов, что зачастую вызывает «проволочки».

Проводимые государственные мероприятия в данной сфере иногда неэффективны, и приводят к тому, что многие действительно нуждающиеся не имеют доступа к социальным возможностям, отсутствует адресность государственной поддержки. Кроме этого, обращаясь за назначением пособия гражданин не всегда обладает необходимыми знаниями и не может определить какие пособия, льготы либо иные меры социальной защиты ему положены и на какую помощь со стороны государства он может рассчитывать.

Имеются и другие формы государственно-социального обеспечения, связанные с изменением статуса гражданина. К таким мерам социального обеспечения относятся выплаты по безработице, направление безработных на переквалификацию, переобучение, получение новой профессии и дальнейшее их трудоустройство.

Социальные меры также связаны с адаптацией и трудоустройством инвалидов, предоставления им индивидуальных средств передвижения, протезирование, оказание помощи матерям детей-инвалидов.

К мерам социальной заботы и поддержки, кроме вышеперечисленных также относятся установленные для определенных законом граждан льготы.

Предоставление льгот направлено на облегчение материального бремени, и может быть связано с предоставлением бесплатных лекарств, обеспечением льготного проезда в общественном транспорте, льготным приобретением путевок в лагеря отдыха и санатории для детей, на прохождение санаторно-курортного лечения, льготами по оплате за жилье и коммунальных услуг.

Социальная поддержка может выражаться в предоставлении различных государственных услуг по медицинскому обслуживанию, предоставлению образовательных услуг в детских дошкольных и школьных учреждениях, содержание граждан в домах-интернатах и других социальных учреждениях.

Таким образом, социальное обеспечение в России это целостная государственная система, и если механизм социальной защиты и поддержки ослабевает, дает сбои, то в первую очередь страдают нуждающиеся, но при этом затрагиваются интересы всего общества, замедляются темпы его развития, снижается уровень жизни населения в целом.

Актуальность социальной сферы в современной России стоит особенно остро. Проводимые государством реформы не всегда отражают потребности общества и связаны с защитой государственных интересов.

В данной связи граждане желающие воспользоваться социальной защитой для собственных нужд или обеспечить защиту интересов близких, должны обладать более полной информацией. Для этого и создана данная рубрика, которая дает ответы на все поставленные вопросы и предоставляет в понятной форме сложные правовые аспекты.

Конституция закрепляет, что Российская Федерация - социальное государство , политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. К числу гарантий, обеспечивающих указанные условия, относятся: охрана труда и здоровья людей; обеспечение государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан; развитие систем социальных служб; установление государственных пенсий , пособий и иных гарантий социальной защиты (ст. 7).

Во-вторых, гарантированность достаточного уровня социального обеспечения с целью поддержания покупательского спроса, необходимого для нормального функционирования экономики страны и ее развития, той части населения, основным источником средств существования которых являются социальные выплаты и услуги.

В-третьих, создание эффективного механизма аккумуляции финансовых средств (в федеральном бюджете , в бюджетах субъектов федерации, внебюджетных фондах социального страхования , фондах социальной поддержки населения и др.), необходимых для выполнения обязательств государства по реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.

В-четвертых, усиление обусловленности объема правомочий в сфере социального обеспечения трудовой деятельностью человека .

Выше уже говорилось, что одной из основных целей систем социального обеспечения является предупреждение обнищания населения. Поддержание социального статуса человека в случае наступления различных жизненных обстоятельств, с которыми связаны риски утраты либо уменьшения источника средств его существования (в случае болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы , бедности), путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот, гарантирующих достойные условия жизни, - это социальная функция. Содержание данной функции не исчерпывается только материальной поддержкой человека. Посредством социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, самостоятельно себя обслуживать, общаться с другими людьми и т.д. Поэтому есть все основания говорить о том, что социальному обеспечению, наряду с экономической функцией, присуща и социально-реабилитационная функция.

Очевидно воздействие системы социального обеспечения и на многие демографические процессы - на продолжительность жизни, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости, поддержание социального статуса семьи , в которой воспитываются несовершеннолетние дети . Так, например, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения в 90-е годы прошлого столетия, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал одной из причин высокой смертности лиц пожилого возраста, а отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми повлекло существенное снижение рождаемости в стране и т.д. Следовательно, через систему социального обеспечения реализуется также и демографическая функция.

Выше уже говорилось, что в ст. 7 Конституции РФ закреплены основные направления социальной политики государства, которые реализуются наряду с другими средствами и через систему социального обеспечения. Одна из главных целей государства на современном этапе - это борьба с бедностью путем повышения общего уровня жизни населения и особенно самых социально уязвимых его слоев - инвалидов, пожилых людей, семей с детьми. В современный период подавляющая часть населения России имеет доход, не обеспечивающий достойного уровня жизни человека, который должен гарантироваться согласно Конституции страны. Так прожиточный минимум, который признается чертой бедности, значительно ниже необходимого для удовлетворения потребностей человека как члена общества. Поскольку социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения, то это означает, что социальное обеспечение выполняет и политическую функцию. От того, насколько эффективно оно ее выполняет, зависит состояние социального покоя в обществе. Нарастание социальной напряженности, как правило, всегда свидетельствует о том, что состояние системы социального обеспечения перестает отвечать объективно сложившимся потребностям населения.

В учебной литературе обосновываются предложения о выделении и некоторых иных функций социального обеспечения.

Формы социального обеспечения

С учетом приведенных выше актов можно сделать вывод, что к кругу обеспечиваемых относится все население страны и, следовательно, форма социального обеспечения должна быть единой. В чем же заключается специфика данного круга лиц? Она выражается в том, что во всех названных выше актах говорится о предоставлении социального обеспечения каждому человеку как члену общества независимо от того, занимался он трудовой деятельностью или не занимался. Этим обусловлен выбор государством соответствующего финансового источника, видов социального обеспечения и системы органов, его осуществляющих.

В международных актах закрепляется также право на социальное страхование как неотъемлемый элемент права на социальное обеспечение (ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека). Реализация данного права обеспечивается государством созданием, наряду с системой социального обеспечения каждого как члена общества, системы обязательного социального страхования, охватывающей тех, кто работает по найму. Создание системы социального обеспечения застрахованных служит убедительным аргументом объективно необходимой дифференциации в социальном обеспечении, обусловленной тем, что в первом случае человек реализует право на социальное обеспечение как член общества, вне связи с его трудовой деятельностью (в порядке государственного социального обеспечения), а во втором - как работник, трудом которого создается национальное богатство общества, и часть его заработной платы резервируется с целью предоставления материального обеспечения (в порядке обязательного социального страхования) при наступлении страхового случая1. Данная система гарантирует каждому работнику социальное обеспечение при наступлении временной нетрудоспособности, инвалидности, достижении пенсионного возраста, травмы на производстве либо профессионального заболевания, женщинам - в случае беременности и родов, ухода за ребенком и др.

С учетом указанных критериев в развитых странах сложились на национальном уровне две основные формы социального обеспечения: каждого как члена общества - без учета трудового вклада человека, и работника (в случае его смерти - его семьи) в порядке обязательного социального страхования. Эти формы во многих странах применяются в сочетании с многообразными дополнительными формами (отраслевым, профессиональным, производственным страхованием; системами социального обеспечения, в основу которых положены накопительные принципы, и др.)

Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные и территориальные.

К централизованным формам относятся: 1) социальное обеспечение, адресованное каждому как члену общества, за счет средств федерального бюджета ; 2) социальное обеспечение застрахованных в порядке обязательного социального страхования; 3) смешанная форма социального обеспечения, используемая для специальных субъектов.

Рассмотрим каждый из признаков, на которые указывал В.С. Андреев, отражающих специфику этих форм.

Государственное социальное обеспечение за счет бюджетных средств. К кругу обеспечиваемых относится все население страны. Финансовым источником, гарантирующим каждому реализацию конституционного права на социальное обеспечение, как уже выше говорилось, являются бюджетные средства, аккумулируемые как в федеральном государственном бюджете, так и в бюджетах регионов. Виды обеспечения, предоставляемые указанному кругу лиц, устанавливаются федеральными законами и подзаконными актами федерального уровня. Право на их получение реализуется каждым как членом общества, в связи с чем в данный круг обеспечиваемых входят и те лица, которые работают. К этим видам относятся: социальные пенсии ; пособия по безработице , по уходу за ребенком; иные социальные выплаты в связи с материнством и на несовершеннолетних детей; субсидии и компенсационные выплаты; государственная социальная помощь, социальная доплата к пенсии, ежемесячные денежные выплаты инвалидам в связи с монетизацией льгот; медицинская и лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение, различного рода социальные услуги и льготы. Ни одна из указанных денежных выплат не соизмеряется с заработком человека (если даже он его имеет) и ни один из видов «натурального» социального обеспечения не зависит от его трудового вклада. В систему органов, компетентных осуществлять социальное обеспечение в рамках рассматриваемой формы, входят органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, опеки и попечительства и др.

Принципиально важное значение для оценки количественных и качественных показателей эффективности функционирования данной формы социального обеспечения, а также учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ , муниципальными нормативными правовыми актами, имеет Единая государственная информационная система социального обеспечения, создание которой с 1 января 2018 г. предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ (ст.5). Назначение указанной системы - обеспечить информацией в электронной форме граждан, органы государственной власти , органы местного самоуправления , соответствующие организации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов .

Социальное обеспечение застрахованных и членов их семей в порядке обязательного социального страхования - это вторая централизованная форма социального обеспечения. Обязательное социальное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, иных категорий граждан вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных, установленных законодательством, социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Обязательное социальное страхование - это система самообеспечения застрахованных, за которых в принудительном порядке все работодатели (страхователи) уплачивают страховые взносы. Указанные платежи, как и расходы работодателя на заработную плату, являются частью стоимости рабочей силы и входят в его затраты на производство, т.е. с экономической точки зрения они относятся к необходимому продукту. Каждый работодатель понимает, что чем выше затратные расходы, тем ниже получаемая им прибыль . Именно за счет таких платежей предоставляется обеспечение застрахованным, в связи с чем экономическая наука рассматривает страховые взносы в виде отложенной заработной платы на материальное обеспечение застрахованных при наступлении страховых случаев. Организует и регулирует эту систему само государство, которое устанавливает размеры тарифов на страховые платежи по каждому виду страхования, а в случае недостаточности данного основного источника финансирования несет субсидиарную ответственность, выделяя недостающие средства из федерального бюджета. Чем ниже размер тарифов, по сравнению с необходимым для гарантированности прав застрахованных, тем выше расходы государственного бюджета на дотации внебюджетным фондам. В связи с этим основная цель непрерывного внесения изменений в действующее законодательство - это необходимость оптимизации расходов на социальное обеспечение застрахованных (то есть их сокращение)

Видами социального страхования являются: а) медицинское страхование; б) пенсионное страхование; в) страхование на случай временной нетрудоспособности; г) страхование в связи с материнством; д) страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи; е) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К кругу лиц, обеспечиваемых в рамках данной формы, относятся, следовательно, все застрахованные. Застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом РФ от 16 июля 1999 г. № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» признаются граждане РФ, а также иност ранные граждане и лица без гражданства , работающие по трудовым договорам ; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у застрахованных по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора , а у иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено действующим законодательством.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Это Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Указанные фонды выполняют функции страховщика.

К числу территориальных (муниципальных), корпоративных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных (к федеральным и региональным) мер социальной защиты человека, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц, для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, ее виды и способы предоставления. На современном этапе территориальные формы, как и региональные, приобретают все большее значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски «местного значения», хотя финансовые ресурсы здесь пока весьма ограничены.

Эффективность локальных форм социального обеспечения, используемых на уровне конкретных организаций, полностью зависит от их экономических возможностей и развитости социально-партнерского сотрудничества в данной конкретной организации.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его. Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Между этими понятиями существует большая разница.

1) Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не должна допускать неблагоприятных ситуаций.

2) Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, то есть в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы.

Классификация форм социальной защиты:

1. В зависимости от роли субъекта получателя. Социальная защита может быть активной и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, например, в виде трудоустройства. Если не удается человека трудоустроить, то назначается пособие по безработице.

2. По субъектному составу: государственная, муниципальная, корпоративная, социально-партнерская и общественная, осуществляемая через общественные объединения, благотворительные организации.

3. В зависимости от основания предоставления: договорные и недоговорные формы социальной защиты, последние возникают в силу закона.

4. В зависимости от степени охвата субъектов получателей: общие (распространяются на всех граждан без исключения, например, защита от чрезвычайных ситуаций); специальные (категориальные, они предоставляются определенным категориям населения, которые выделяют по профессиональному, территориальному или иным признакам); исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов, тем категориям населения, которые попадают в экстраординарные обстоятельства, требующие исключительных мер, напр., защита чернобыльцев, защита беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.).

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

В данной работе мы хотели бы подробнее разобрать такой институт как «социальное обеспечение», так как он ярче отражает конституционно-правовые основы социальных отношений и помогает определить какими же средствами достигается сглаживание социального неравенства в обществе.

Развитая система социального обеспечения – обязательный элемент социального государства. Согласно ст.7 Конституции Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и развитие человека. Нормы, прописанные в конституции, являются нормами прямого действия и обязательны для выполнения.

Социальный прогресс требует от государства усиления внимания к решению проблем социального обеспечения, и чем последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально-политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

В юридической литературе можно встретить ряд других определений этого понятия.

Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством.

К.Н.Гусов и М.О.Буянова под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества».

Проанализировав данные определения можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

К основным функциям социального обеспечения относятся:

1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

1) государственное социальное обеспечение;

2) негосударственное социальное обеспечение.

Конституция закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспе­чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ока­зывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработи­цы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой го­сударства (ст. 38).

Законодательная база по социальному обеспечению в Российской Федерации.

Таблица №1.

Федеральные законы, регулирующие отношения по социальному обеспечению Категории лиц Предоставляемые виды социального обеспечения
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных катастроф, нетрудоспособные Пенсии по старости, по инвалидности, социальные, за выслугу лет
«О трудовых пенсиях в РФ» Застрахованные граждане Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» Перечисленные в законе категории граждан Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Граждане, имеющие детей Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячное на ребенка.
«О занятости населения в РФ» Безработные граждане Пособие по безработице
«О погребении и похоронном деле» Граждане РФ Социальное пособие на погребение
«О беженцах» Граждане, имеющие статус беженцев Единовременное денежное пособие
«О государственной социальной помощи» Граждане, душевой доход которых ниже прожиточного минимума Пособия, субсидии, социальные услуги
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Пособия, социальное обслуживание
«О статусе военнослужащих» Военнослужащие, уволенные с военной службы без права на пенсию Пособие
«Об основах социального обслуживания населения в РФ» Граждане, нуждающиеся в социальных услугах Социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание в учреждениях, медико-консультационная помощь, срочное социальное обслуживание
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Граждане пожилого возраста и инвалиды Те же виды

Как видно из таблицы, независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособии, компенсации, социальное обслуживание.

Следует дать определения этим понятиям.

Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.

В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий:

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению;

Трудовая пенсия.

Схема №1.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.3

Схема № 2.

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом.4

Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах установленных законодательством, с целью оказания дополнительной материальной помощи, и являются дополнительным к иному постоянному и основному источнику существования.

Компенсации – это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя. Среди них можно назвать следующие виды компенсаций: матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им полутора лет, студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показателям и др.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. К основным видам социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Таким образом, социальное обеспечение – это сложное, многофункциональное явление. Социальное обеспечение выполняет различные функции, которые определяют целевое назначение социального обеспечения для населения. Государство определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства.

Так например, расходы государства на социальное обеспечение в РФ на 2003 год составили 1252,1 млрд.руб., что составило 6,1% от общего расхода федерального бюджета. К примеру, в США этот процент от общего расхода федерального бюджета составил – 22,9.

Основные направления выплат идут в сферу пенсионного обеспечения (в 2003 году они составили 878,6 млрд.руб.), размер денежных средств на выплату пособий составил 140,9 млрд.руб. Однако, социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.


Шамова Л.Г. Социальное государство. История. Современность с. 387// Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). – М.: Научный эксперт, 2008. – 1008 с.

Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Большой толковый социологических словарь. – М.: Вече. Аст., 1999. – Т.1: А-О. – С 139- 140.

Володин А. Г. Политическая экономическая демократия. – М.: Гуманитарий, 2008. С. 119.

Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 8

Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. ст.7// «Российская газета», 25 декабря 1993 года №237

Л.С.Мамут. Социальное государство с точки зрения права//Государство и права, 2001г. №7, с.4-15

См.: ч.2 ст. 7 Конституции РФ.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник – 3-е изд. – М.: Юристъ, 2003. – с. 182-183

ФЗ от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» ч.1. ст.2// «Российская газета», № 210, 29.10.1997

ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ст.1// «Российская газета», № 243, 19.12.1995

ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ст.4// «Российская газета», № 243, 19.12.1995

Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций// М., Юрайт-Издат, 2007. с.11

Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций// М., Юрайт-Издат, 2007. с.8

Шарин В. «Социальное обеспечение» – понятие, требующее уточнения // ​Соц. обеспечение.2005. – № 6. – с.37.

Буянова М.О., .Гусов К.Н Право социального обеспечения России: Учебник.//М.:ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – с.11

3 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ ст.2 // Собрание законодательства РФ 2001№51. Ст.4831

Определенной категории людей из государственного бюджета или других фондов. Помощь оказывается денежная или натуральная в виде лекарств, протезирования, проездных билетов, социального обслуживания и др. Существует определенный список событий в государстве и причин выплаты пособий, компенсаций, целью которых является выравнивание социального положения граждан.

Немного о правах

Любой гражданин может заявить о выплате пенсии по старости, например, - это его право, и организация социального обеспечения обязана рассмотреть заявление в короткие сроки. Все жители России, в том числе иностранные подданные и лица без гражданства, находятся в равных условиях - для них предусмотрено социальное вознаграждение независимо от пола, происхождения, национальности, религиозной принадлежности согласно Конституции РФ. Например, пенсия по инвалидности бывшему работнику или семье погибшего должна быть на данный момент не меньше прожиточного минимума. Выплачиваются пособия по безработице, пособия многодетным семьям, хорошо поощряются матери при рождении 2-го и тем более 3-го ребенка. В социальное обеспечение входит поддержка материнства, отцовства. При назначении пособий учитываются индивидуальные обстоятельства: специфика работы, отдаленность местности, состояние здоровья человека, ситуация в стране.

Оно включает в себя содержание пожилых граждан и нетрудоспособных инвалидов в специальных интернатах, оказание им помощи на дому. Органы здравоохранения и просвещения задействованы в программе содержания и образования детей в детских домах, учреждениях культуры и др. Государственная помощь доступна инвалидам - для них существуют реабилитационные центры. Практически любой работник достоин санаторно-курортного оздоровления. Невозможно перечислить все виды обслуживания нуждающихся граждан. Например, Центры занятости предоставляют трудоспособным гражданам бесплатное обучение по той или иной специальности. Кроме того, им оплачивается проезд к месту учебы и обратно.

Программы социальной поддержки

Возможно, так было и раньше, но об этом мало кто знал. Социальное обеспечение людей, пострадавших от наводнений и пожаров, у нас вполне достойное. Им выплачиваются одноразовые пособия, строится жилье. Ни одно социально значимое событие в государстве не остается без внимания. Хорошее вознаграждение получают заслуженные работники культуры, здравоохранения и педагоги в свои профессиональные праздники. Чтобы привлечь молодых специалистов в село, им бесплатно выделяют жилье. Предоставляют ипотеку молодым семьям в городах.

Право участия в управлении делами государства

Общественные организации, которые представляют интересы граждан по вопросам защиты их прав, обсуждают социальное обеспечение всех слоев населения. Каждый гражданин может быть членом такого союза. Через них люди могут обратиться в любые государственные органы по вопросам индексации заработной платы, стипендии и т. п. Например, в Комиссии по управлению внутренними органами, Союз женщин, федерации детских организаций и различные политические партии. Уважаемые ветеранские сообщества постоянно решают вопросы, связанные с материальным положением пенсионеров и участников ВОВ.