Диеты

Модель экологического воспитания детей в доу. Система работы по экологическому воспитанию Оценка окружающей среды. Экологический паспорт

«Экологическое образование дошкольников» - Экологический центр «Ковчег». Конно- спортивная школа. Работа с родителями. Агро- биологи- ческая станция. Информационные стенды, выпуски экологических газет. Опытническая деятельность. Организация совместной деятельности с детьми. Чтение художественной литературы, видеофильмы. Экологическое образование в повышении интеллектуального потенциала ребенка-дошкольника.

«Экологическое воспитание детей» - Информационно – методический материал. ЦЕЛЬ проекта: Степь. Трудовые поручения. Солнце. В.Сухомлинский. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Лес. Творчество детей. Экологическое пространство группы включает в себя следующие элементы:

«Правовое воспитание дошкольников» - Право на медицинский уход. Правовое воспитание дошкольников. Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. В нашем садике не только обучают, развивают, закаляют. Право на жизнь и воспитание в своей семье. «Золушка». Без семьи надежной людям не прожить помните! Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют.

«Экологическое воспитание дошкольников» - Экскурсия в природу. Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде. Цель. Обосновать необходимость развивающей работы по экологическому воспитанию старших дошкольников. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Воспитанники должны знать: Основы экологической культуры.

«Воспитание детей» - Что делать? Я не храбр. Умение беречь время – важная черта организованного человека. Ребёнок должен на деле почувствовать силу авторитета родителей и педагогов. Развитие личности невозможно без самовоспитания! По отношению к упрямым, избалованным детям рекомендуется строгость и твердость. Родительское собрание по теме «Отцы и дети.

«Экологическая школа» - Дошкольники совместно со старшеклассниками расчистили и благоустроили территорию родника «Тихий». These activities have the aim to form the ecological atmosphere. It is the program of ecological education for kids of infant school. Здравствуй, планета! 1. Экологизировали школьное пространство. Здоровому - все здорово!

Всего в теме 11 презентаций

Наталия Егоренко
Система экологического образования в МБДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 «Бригантина» работает по проблеме экологического воспитания уже более 20 лет. В основе работы лежит «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, так же используем технологии программ С. Н. Николаевой «Юный эколог » и Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» . За годы работы была создана целостная система , пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач :

1. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста.

2. Развивать положительные, нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

3. Воспитывать этические и эстетические чувства, развивать эмоции, чувства эмпатии.

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления :

1. Познавательное направление : включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы : дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме : это - театрализованные представления на экологическую тему , праздники, утренники, экологические игры , игры-путешествия.

2. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

3. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий : проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ :

* Создание условий (экологизация развивающей среды , программно-методическое обеспечение);

* Повышение экологической грамотности педагогов;

* Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (знакомство с природным ландшафтом Московской области) ;

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей . На основании анализа анкет планируется дальнейшая воспитательно-образовательная работа .

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа» , «Наши домашние питомцы» , привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т. д.)

Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т. д.

Эколого-развивающая среда МБДОУ детского сада № 40 «Бригантина» включает в себя следующие компоненты :

Уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные) ;

экологические зоны (комнатные растения и картотека к ним, зоны коллекций насекомых, макеты морского дна, природный материал.)

Минилаборатория (материалы для детского экспериментирования, микроскоп, природный материал);

Библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы);

Территория детского сада (игровые площадки для организации экологических праздников , экскурсий и игр, различные породы деревьев);

Огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры) ;

экологический театр (костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок , аудиозаписи);

Галерея (тематические выставки детских работ) .

С помощью родителей постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же расположена библиотека произведений о родном крае. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику .

С помощью экологического театра педагоги доступно объясняют детям необходимость бережного отношения к природе, показывают неприглядность потребительского отношения к ней. В организации этого экологического пространства большую помощь оказали родители : изготовили атрибуты, декорации, сшили костюмы. Экологический театр включает в себя подборку экологических пьес и сказок для постановок.

Галерея детского сада несет в себе познавательную, эстетическую и обучающую функцию. Педагоги проводят здесь занятия, знакомят детей с отдельными компонентами, явлениями природы. В музее постоянно действуют тематические выставки детских работ.

Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. Зеленый щит создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применить свои знания на практике.

На огороде совместно со взрослыми дошкольники выращивают огурцы, помидоры, кабачки, патиссоны, тыквы, баклажаны, перец, капусту, клубнику, землянику, дыни.

На территории детского сада создана экологическая тропа . Это "экологическое пространство " позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого -педагогическую работу в летний период.

На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

Таким образом , создание стационарной эколого -развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших» , находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности , интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного , но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого -развивающего пространства.

Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность нуждаются в труде, заботах и волнениях о красоте окружающего мира»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все большее внимание. Причиной тому является деятельность человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Поэтому цель работы нашего педагогического коллектива это создание в дошкольном учреждении условий для подготовки детей к обучению основам экологии, природопользования, формирование у них представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности. В основе работы лежит Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, а также технология парциальной программы Т.А. Скалон «Экология для самых маленьких» и экологические проекты.

Создана целостная система , пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач : которые вы видите на слайде.

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

1. Познавательное развитие : включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы : дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме : это - экологические праздники, утренники, экологические игры , игры-путешествия.

2. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

3. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий : проектной деятельности, экскурсий в природу, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

    Создание условий (экологизация развивающей среды);

    Повышение экологической грамотности педагогов;

    Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами;

    Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

    Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

    Поддержание тесных связей с социумом: музей, школа, библиотека, ЦДОД и др.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. В нашем детском саду созданы все условия для экологического воспитания детей.

Во всех возрастных группах созданы уголки экологической среды, которые включают в себя:

    Огород на окне;

    Книжный уголок;

    Зона коллекций. Коллекции включают в себя те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины);

    Оформлены – календарь природы, календарь погоды.

    Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;

    Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, песни о природе).

На территории ДОУ проложена экологическая тропа, где дети знакомятся с цветами, учатся распознавать породы деревьев и кустарников.

На огородных грядках дети выращивают овощные культуры, наблюдают за их ростом, узнают о коварных сорняках, проводят эксперименты.

Экскурсии в берёзовую рощу, в разное время года проводятся систематически. Мы ходим в одни и те же места, наблюдаем за одними и теми же деревьями, кустарниками, травами, следим за одними и теми же видами насекомых и птиц и с изумлением удивляемся, что неподвижный мир движется, меняются краски, запахи, звуки. И все это связано со сменой времен года.

За погодой учимся наблюдать на метеостанции.

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

Одним из средств, способствующих решению проблемы экологического образования дошкольников, является метод проектов. Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать с детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют развитию творческих способностей детей, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать, способствует развитию мышления: помогают увидеть проблему с разных сторон – комплексно.

В нашем учреждении разработаны и реализованы ряд экологических проектов «Прилетайте птицы», «Водичка», «Цветочек», «Выращиваем тыкву», «Музыка в природе», «Дикие животные», «Наши домашние питомцы» и др.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка. Привлекаем родителей к участию в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т. д.)

Все акции дают не только знания, но главное, воспитывают доброе отношение к окружающей природе и ее обитателям.

С желанием и охотой участвуют родители в проведении выставок совместных творческих работ. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Эффективность работы по экологическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает с детской библиотекой, школой, ЦДОД. Сотрудники библиотеки регулярно проводят с детьми мероприятия экологического характера (викторины, игры, конкурсы, знакомят с художественной и познавательной литературой о природе), совместно с учащимися начальных классов реализуются экологические проекты (например, экологический проект «Дикие животные нашего края»).

Дети ежегодно принимают участие в районных конкурсах, которые проводит ЦДОД.

Результатом работы по экологическому воспитанию является не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать и облагораживать природу.

Педагогический коллектив нашего учреждения, наши воспитанники и их родители являются активными участниками конкурсов разного уровня. Это некоторые из наших достижений в конкурсах на экологическую тематику.

Наши достижения в области экологии

2015 год участники регионального фотоконкурса «Природа Томской области через объектив фотокамеры» посвящённый 170 - летию русского географического общества в номинации «Природа – творец всех творцов».

2015 год – участие во всероссийском экологическом субботнике «Зелёная весна»

2017 год – победители районной акции «Птичий дом»

2017 год – объявлена благодарность коллективу д/с «Берёзка» за активную экологическую деятельность.

2018 год Региональный конкурс «День птиц» - 2 место

Экологическое воспитание дошкольников – трудоемкий, многогранный процесс познания природы, представляющий собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала в каждом ребенке.

Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Спасибо за внимание!

Типовая модель экологического воспитания

Цель экологического воспитания - становление начал экологической культу­ры у детей, развитие экологического со­знания, мышления, экологической культу­ры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих.

Содержание экологического вос­питания - новый взгляд на традицион­ное ознакомление детей с природой, но­вое миропонимание, построенное на ус­воении Космического Закона , предназна­ченного для Земли: все живое на планете находится в неразрывной связи со средой своего обитания. Этот Закон в равной сте­пени относится к растениям, животным, людям, их сообществам. Закона не могут избежать ни отдельно взятый человек, ни человечество в целом. Следовательно, его надо знать, по нему надо жить - значит, воспитывать детей так, чтобы они проник­лись его пониманием.

Формы и методы работы с детьми , обозначенные в типовой модели, обеспе­чивают реализацию содержания экологи­ческого воспитания и достижение его це­ли. Методы, как и содержание, являются новыми, хотя и строятся на традиционных видах деятельности : на наблюдении, труде в природе, игре, моделировании, речевой деятельности. Методы позволяют показать детям взаимосвязь организма со средой в практических формах взаимодействия ре­бенка с природой ближайшего окружения. Ведущим является метод создания и под­держания экологически необходимых ус­ловий для живых существ, находящихся в пространстве жизнедеятельности детей.

Создание обогащенной эколого-разви вающей среды в детском саду рассматри­вается нами не только как условие , но - главным образом - как метод экологичес­ кого воспитания , ибо эта деятельность яв­ляется непрерывной, педагогически обус­ловленной и совместной с детьми. В такой деятельности взрослый всем своим пове­дением: искренним вниманием, словами, чувствами - демонстрирует правильные формы взаимодействия человека с приро­дой, обучает пониманию взаимосвязи рас­тений, животных с условиями, в которых они находятся, развивает сочувствие, со­переживание, любовь к живому.


Все другие методы экологического вос­ питания (словесный, специально органи­зованная игра воспитателя с детьми, на­блюдение и моделирование увиденного в календарях природы) реализуют иные ви­ды деятельностей, но в центре их остается та же идея приспособительного взаимо­действия организма со средой.

Важную роль в типовой модели выпол­няют технологии экологического вос­ питания - система запланированных на весь год эколого-педагогических меро­приятий с детьми всех возрастов. В техно­логиях представлена взаимосвязь содер­жания, форм и методов экологического воспитания, подробно раскрыты и описа­ны приемы воспитательно-образователь­ной работы с детьми каждой возрастной группы. Именно эколого-педагогические технологии, последовательно реализуе­мые на практике, обеспечивают достиже­ние поставленной цели - формирование начал экологической культуры, результаты которого отчетливо могут проявляться в старшем дошкольном возрасте.

Критерии экологической воспи­ танности должны ответить на вопрос: что такое начала экологической культуры? Полагаем, что это личностное новообра­зование дошкольного периода, которое затрагивает интеллектуальную, эмоцио­нальную, мотивационную и поведенчес­кую сферы. Его действие проявляется в пространстве жизнедеятельности ребенка (в группе детского сада, домашних услови­ях, местах прогулок и др.).

Показателями экологической воспитанности являются:

· ярко выраженный интерес к окружающе­му миру, природным явлениям, эмоцио­нальный отклик на их красоту;

· понимание уникальности живого, сочувствие, сопере­живание животным и растениям, находя­щимся рядом;

· практические умения гу­манного с ними обращения;

· действенная готовность вместе с взрослым создавать и поддерживать хорошие условия для пи­томцев, проживающих под одной крышей с ребенком.

Реализация типовой модели экологичес­кого воспитания в дошкольном учрежде­нии предполагает комплекс организа­ ционно-управленческих действий , спланированных администрацией детско­го сада на один-три года. Важнейшими яв­ляются следующие:

Педсоветы, на которых развивается экологическое сознание воспитателей,
формируется их гражданская позиция, проявляющаяся в ответственности за разрешение экологических проблем.

Система углубленной методической работы , позволяющей педагогам овладеть методикой экологического воспитания, новыми технологиями, повысить свое ма­стерство в этой области.

Создание в учреждении обогащенной эколого-развивающей среды , позволяю­щей проводить с детьми и их родителями интересную и разнообразную работу.

Планомерное осуществление вышеука­занных мероприятий способствует разви­тию экологической культуры у взрослых, воспитывающих дошкольников и в дет­ском саду, и в семье.

Практика осуществления экологическо­го воспитания показала: в дошкольных уч­реждениях в последние годы реализуются различные варианты типовой модели: эколого-оздоровительная, эколого-эстетическая, эколого-экономическая, эколого-правовая и др. Вариативность существую­щих подходов обусловлена не только раз­ными условиями и устремлениями детских садов. Она является показателем глобаль­ности решаемой проблемы, интегрирую­щей в себе все стороны действительности и развития человеческой личности.


Новым аспектом воспитания детей , ко­торое может быть осуществлено на базе типовой экологической модели, является развитие их духовной сферы . Рассмотре­ние данного вопроса требует широкого подхода.

Экологический кризис подвигнул чело­вечество к осмыслению своей деятельнос­ти, пересмотру значения результатов на­учно-технического прогресса, переос­мыслению своей роли в системе «чело­век-природа-общество». Отношение че­ловека к себе, своей роли в мире, понима­ние своей сущности менялись на протя­жении истории. Двадцатый век - это куль­минация негатива, созданного человечес­кой цивилизацией. Этот негатив проявля­ется в прагматическом антропоцентриз­ме; человек считает себя «царем природы», вершиной всего сущего. Ведущие отечест­венные и зарубежные ученые (­ев, А. Печчеи и др.) считают: истоки экологического кризиса нахо­дятся в самом человеке - в проблеме отсутствия или недостаточного раз­вития его духовности. Современно зву­чат слова Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью». Кризис духовный - еще более опасный, чем кризис экологический, ибо его результа­том является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности. Такой ин­теллект является разрушителем гармо­нии божественного мира.

Между тем на заре своего развития че­ловек не отделял себя от природы: более того, он не отделял себя от всего Мирозда­ния. Древние философы Востока, Греции рассматривали человека как часть Космо­са, как малый космический мир, в котором отражаются все процессы Вселенной. Ан­тичный период - это период космоцентричного мироощущения. Именно тогда были сформулированы главные пробле­мы: предназначение человека, его место в природе и обществе, соотношение души и тела, разума и чувств. В дальней­шем человечество в своем развитии по­шло по пути проти­вопоставления себя внешнему миру: жизнь была отделе­на от неживой при­роды, общество - от жизни в природе, техника - от культуры, человек - от при­роды и Космоса. В Средние века человек был поставлен в центр познания, и это ста­ло началом развития антропоцентричес­кого миропонимания - миропонимания, основанного на формуле «Человек - царь природы». Разрушительную роль сыграл и материализм Х1Х-ХХ веков, достигший своего апогея в России в форме практиче­ски насильственного атеизма . Человек и вправду начал верить, что мир - это толь­ко та реальность, которую он может вос­принять своими органами чувств - уви­деть, услышать, пощупать и т. д. Между тем многие открытия прошлого века наглядно демонстрируют: человек, как биологичес­кое существо, несовершенен. У него нет органов для восприятия радиации, слабо развиты обоняние, зрение, слух, он не чув­ствует ультра - и инфракрасные лучи, ульт­развук, не обладает эхолокацией.

В настоящий момент все острее ощуща­ется необходимость пересмотра отноше­ ния человека к окружающему миру и свое­му месту в нем. Настало время осознать: человек - это не только планетарное, но и космическое явление; его развитие не мо­жет осуществляться по одним только со­циально-экономическим законам, обеспе­чивающим многочисленные блага для те­ла - его биологической составляющей. Че­ловек наделен душой, в нем есть космичес­кий дух, поэтому он должен развивать свой внутренний мир - этот божествен­ный потенциал, который невидим для глаза, но постоянно проявляется в делах, чувствах, мыслях, отношении к миру при­роды и людям.

Потребность в духовности, ее осмысле­нии, развитии - это примета нашего вре­мени. Раньше других это осознали фило­софы, культурологи. Наметилась тенден­ция отождествлять духовность с рели­гиозностью, но это, с нашей точки зре­ния, неправомерно духовность мо­жет быть и свет­ской, вне церкви. С этих позиций напи­саны появившиеся в последнее время пе­дагогические иссле­дования (НД Никандров, ЛЛ. Байкова и др.), посвященные воспита­нию духовности у школьников.

Светская духовность - это стремление человека к познанию мира, познанию себя и своего места в этом мире, это постиже­ние высших ценностей, стремление к гар­монии во взаимоотношениях с людьми, природой, культурой, наукой, искусством, это созидание и творчество в любой сфере деятельности.

в своем исследовании духовной культуры старшеклассников утверждает, что ее показателями являют­ ся такие проявления личности, как

· высо­кая степень эмоционально положитель­ного отношения к другим и себе (лю­бовь);

· фактор внутреннего духовного са­моутверждения, стимулирующий жиз­ненные силы (вера);

· внутренний регуля­тор эмоционального состояния, деятель­ности индивида (надежда, оптимизм);

· способность человека осуществлять нравственный самоконтроль - формули­ровать для себя нравственные обязанно­сти, оценивать совершаемые поступки (совесть);

· духовная практика - создание духовных и материальных ценностей, несущих в себе новизну, оригинальность, уникальность (творчество, духовная са­мореализация).

Можно утверждать, что выделенные исследователем критерии духовности школьников старших клас­сов в равной степени относятся и к взрослым. Отличие просматривается лишь в степени ее осознания: взрослый «чувствует» свои духовные потребности, может их сформулировать, осуществляет на их основе разные виды деятельности, испытывая при этом большое удовлетво­рение; школьник находится в состоянии становления, наращивания духовных по­требностей и не всегда может их обозна­чить словом и делом.

Ребенок дошкольного возраста нахо­дится в самом начале своего развития, о духовности этого периода можно гово­рить лишь условно. Тем не менее, можно выделить качества характера, поведе ния ребенка, которые содержат в себе по­тенциал духовности. Для реализации это­го потенциала необходимо воспитание, способное обеспечить развитие таких ка­честв. Попытаемся определить их.

· Дружелюбие, открытость ребенка как начало доброго отношения к миру, природе, людям; эти качества в дальней­шем могут перерасти в большую любовь в широком и духовном ее понимании.

· Данная от природы ориентировка в окружающем пространстве может пре­вратиться в любознательность, устойчи­вый интерес к знаниям, стремление по­знавать сначала ближайший, затем далекий (космический) мир.

· Любовь к родным, близким (потреб­ ность в защищенности) может помочь
ребенку преодолеть свой эгоизм, а развитие способности сочувствовать, сопере­ живать станет началом человеколюбия, жизнелюбия.

· Стремление стать лучше в дальней­шем может превратиться в устойчивое ка­чество, которое обеспечит непрерывное саморазвитие, самосовершенствование.

· Стыдливость может быть началом совестливого отношения к своим поступ­кам, а в дальнейшем преобразоваться в подлинное чувство совести, которое и будет регулировать нравственное поведение личности.

· Неугомонная активность, стремле­ние к деятельности, к получению резуль­ тата могут стать началом творческого отношения к действительности, началом созидания, одухотворенного поиска приложении своих сил.

· Умение радоваться, замечать хоро­шее в любых его проявлениях может быть
началом сохранения, а затем и созидания гармонии в окружающем мире, гармонии прекрасного.

Экологическое воспитание, правильно организованное в дошкольном учрежде­нии, представляет широкие возможнос­ти для развития духовной сферы ребен­ка. Эти возможности заключены главным образом во взаимодействии дошкольни­ка с миром природы, находящейся в про­странстве его жизнедеятельности. Имен­но поэтому большое значение имеет обо­гащенная эколого-развивающая среда дошкольного учреждения, насыщенная многообразием живых объектов, пред­ставленная различными «экологически­ми пространствами» в помещении и на территории ДОУ. Такая среда позволяет организовать с детьми различные виды деятельности. Ведь известно: ребенок - это активное, деятельное существо, кото­рое следует направить в нужное русло, которому надо показать, как действовать в созданных условиях.

В помещении детского сада традици­онно устраивают уголки природы в груп­пах, огороды на окне в зимнее время. В по­следние годы активно создают комнаты и кабинеты природы, зимние сады, лабора­тории для опытов. «Экологические прост­ранства» на территориях ДОУ также очень разнообразны: цветники, площадки природы, фруктовые сады, огороды, ми­ни-фермы, экологические тропинки и др. Как же может быть использована обога­щенная природная среда для развития духовной сферы ребенка? Ответ напраши­вается сам собой: через систематическую организацию и осуществление разных видов педагогически целесообразной, психологически доступной деятельности с воспитанниками детских садов.

Главный вид деятельности - при нали­чии значительного количества растений и животных - создание для них экологи­ чески правильных (т. е. соответствующих их потребностям) условий. Данная дея­тельность является непрерывной: живые существа всегда требуют к себе внимания, возобновления недостающих условий (вода, питание, воздух, тепло и пр.). Эта де­ятельность позволяет оказать большое влияние на духовную сферу дошкольника, если она организована правильно, т. е. от­вечает следующим критериям.

Она должна быть совместной - вос­питателя с ребенком в группе, воспита­теля с детьми на участке, коллектива пе­дагогов со старшими дошкольниками и родителями на всей территории ДОУ.

Со стороны взрослых в деятельности должен быть представлен образец гра­ мотного и гуманного взаимодействия с природой.

Общение воспитателя с ребенком должно быть добрым - ребенку необхо­димо чувствовать поддержку взрослого, позитивную оценку своих усилий.

Только в этом случае на конкретных примерах дети познают специфику и уникальность жизни, учатся трепетному отношению к ней, учатся понимать со­стояние другого живого существа, сочув­ствовать ему, приобретают практичес­кие навыки заботы об опекаемых ими растениях и животных.

Итогом такой деятельности стано­ вится духовный компонент - осознанная радость от того, что и его усилиями все живое остается живым, растет зеленый лук, цветут растения на клумбе, хорошо получается уход за обитателями живого

Главная форма позна­вательной деятельности в экологическом воспи­тании - наблюдение - также дает выход в ду­ховную сферу ребенка. Разнообразные, эколо­гически правильно со­зданные условия жизни (аналогичные естест­венной среде) для жи­вотных и растений, про­живающих в ДОУ, де­монстрируют морфо-функциональную при­способленность живых организмов к среде оби­тания. Дети под руковод­ством воспитателя на­блюдают за рыбками в аквариуме и уста­навливают их приспособленность к жиз­ни в воде; наблюдают за птицами в клетке и на участке детского сада, вникают в их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде, в их поведение, приспо­собленное к сезону. Развивающийся по­знавательный интерес - это проявление духовности ребенка, которая в дальней­шем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоя­тельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях - это по сути внешние про­явления такой духовности. От поддержки воспитателя зависит его последующее развитие.

Элементы духовности (воодушевление, эмоциональное переживание воображае­мой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты отобразителъной деятель­ ностью (рисование, лепка, игра и др.), со­держанием которой являются впечатле­ния о природе. Если воспитатель находит нужные слова, нужную интонацию, чтобы показать дошкольникам красоту природ­ных явлений, гармонию взаимоотноше­ний живых существ с окружающей сре­дой, способен вызвать душевный отклик, тогда можно видеть сосредоточенную де­ятельность детей, стремление как можно тщательнее и качественнее изобразить явление природы. Особенно ярко это мо­жет проявляться, если мотивация дея­тельности достаточно сильная (например, сделать любимому человеку подарок - ри­сунок, поделку...).

Общение с живыми существами , особенно с симпатичными зверька­ми, - еще одна важная деятельность в процес­се экологического воспи­тания, которая способ­на пробуждать в детях душевность, бескорыс­тие, доброту и гуман­ность, т. е. духовность нравственного порядка. Беда в том, что в детских садах мало практикуется эта деятельность: неред­ко животные не имеют кличек, их не берут в ру­ки, не гладят и не холят, не приучают брать корм с руки, не говорят им ласковые, добрые слова, не выпускают в свободное пространство и не выгулива­ют на улице. Между тем все млекопитаю­щие и птицы - высокоразвитые животные, они многое понимают, легко вырабатыва­ют рефлексы, могут играть с предметами и людьми. Необходимо организовать обще­ние с живыми существами, чтобы пробу­дить в детях нравственную духовность. Эта деятельность важна еще и потому, что пра­вильные формы общения с животными, приобретенные под руководством опыт­ного педагога, дети обязательно перенесут в семью, где нередко содержатся кошки, собаки, птицы и прочая живность, в обра­щении с которыми подчас можно наблю­дать детскую жестокость и даже беспредел.

Хотелось бы остановиться на эколого-педагогических технологиях в моей про­грамме «Юный эколог», которые опубли­кованы в серии книг («Воспитание эко­логической культуры в дошкольном дет­стве» - технология для подготовитель­ной к школе группы; «Методика экологи­ческого воспитания в детском саду» - технологии для старшей и средней групп; «Экологическое воспитание млад­ших дошкольников» - технологии для первой и второй младших групп). Сами технологии как целостные целенаправ­ленные системы, если они добросовест­но осуществляются в работе с детьми на протяжении года, обеспечивают разви­тие духовности ребенка - его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной сфер.

В этих технологиях предусмотрены ме­роприятия, которые больше других влия­ют на развитие духовной сферы детей. К ним относится «Панорама добрых дел», осуществляемая со старшими дошкольни­ками с декабря и до конца года: дети ос­мысливают свои поступки, и в результате все хорошее «материализуется» в виде значков. Это комплексные занятия, на ко­торых организуются мини-выставки про­изведений искусства (например, занятия, посвященные сезонам, природным мате­риалам: камням, глине, воде, дереву). Вос­питатель не только расширяет знания де­тей о природе, но и учит переживать ее красоту; представленную в живописи, гра­фике, скульптуре, архитектуре, изделиях народных промыслов. Это также система­ тические циклы наблюдений за живот­ными и растениями, которые проводятся с детьми всех возрастных групп во все пе­риоды учебного года. На конкретных при­мерах дети познают гармонию природно­го мира. Это т. н. самиздаповская деятель­ ность в старшей и подготовительной к школе группах: дети вместе с воспитате­лем делают самодельные книжки на осно­ве сказок В. Бианки, рассказов В. Танасийчука, оформляют их рисунками.

Духовность развивают и мероприятия, приуроченные к Дню Земли, и серьезная систематическая забота о зимующих пти­цах, и акция по сбережению зеленой елки перед Новым годом.

На развитие потенциальной духовнос­ти дошкольников большое влияние оказывают примеры духовного становления знаменитых писателей (занятие, посвя­щенное Е. Чарушину в средней группе, празднование дня рождения В. Бианки в старшей группе; их творчество выросло из глубин познания природы и любви к ней).

В заключение хотелось бы подчеркнуть: развитие духовной сферы посредством экологического воспитания может на­чаться в дошкольный период, если для этого будут созданы условия в детском саду; обогащенная развивающая предмет­ная среда, организация разных видов дея­тельности в этой среде пробуждают ини­циативу, стимулируют творческую актив­ность детей. И все же главными условиями, как нам представляется, следует считать духовность взрослых и реальное ее прояв­ление во взаимоотношениях с ними.

подчеркивает: воспи­тание духовной культуры невозможно без духовной культуры учителя, без диалога культур. «Испытывая на себе духовное влияние учителя, ученик вначале бессоз­нательно, доверяясь авторитету старшего, затем осознанно, руководствуясь принци­пом добровольного самоопределения, "взращивает" свою духовность в соответ­ствии с общечеловеческим законом по­стижения истины, добра и красоты».

С. Николаева

Конд. педагог. наук, вед. науч. сотруд. НИИ семьи и воспитания РАО

«Дошкольное воспитание» № 4/2004

Система работы по экологическому воспитанию в МКДОУ детский сад №7 «Золотой ключик»

В течение десяти лет наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с социумом

За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:

Формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе

Совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности

Пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье

Создание условий (экологизация развивающей среды) является одним из решений данных задач. В групповых комнатах размещены уголки природы, «огороды на подоконнике», экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года,природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д. .Каждый педагог придаёт своему уголку неповторимость и своеобразие. Минимальный состав уголка природы в каждой группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт). В младшей группе календарь за объектами и явлениями природы оформлен в виде игрушечных часов, имеется дидактическая кукла; в средней и старшей группах - календарь – сетка с использованием условных обозначений, а также календарь наблюдений за птицами «На кормушке» и календарь, рекомендуемый С.Н.Николаевой.

Зона ознакомления с природой в старшей логопедической группе состоит из уголка природы и настенного методического пособия «Дерево и мы».

В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём. Отрывая листок календаря каждый день, и находя для него свой кармашек, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года.

Развивающая стенгазета на шести листах обновляется каждый месяц. Она содержит приметы времён года, раскраски, головоломки, загадки, задачи. Дети сами работают с газетой, раскрашивая её и выполняя разнообразные задания.

Педагоги по мере возможности обновляют уголки природы, вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках, ведут записи детских сочинений,рассказов об увиденном. В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной вместе с воспитателем высаживают помидоры, перцы. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

В холле имеется экологическая стена, на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашем крае, а также можно познакомиться с правилами поведения в природе.Ежедневно, ненавязчиво,наглядно проходя в музыкальный зал, дети закрепляют эти правила. «Уголок леса» представлен в виде небольшого отдельного помещения в котором расположено дерево с дуплом, пни, мох, шишки,поделки из природного материала, плакаты «Для чего нужны деревья в лесу?», «Зачем ходят в лес?» и др.Здесь проходят занятия с детьми Животных в уголке природы не содержим, так как не позволяют условия для содержания животных, нет отдельного помещения в соответствии с Сан Пин. Знакомим детей с обитателями уголков природы, используя презентации «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками» и т.д. , а так же через игрушки (медведь, заяц, змея и др.), находящиеся в «уголке леса».В виде теремка оформлен «Музей природы».В музее - три разные экспозиции: диорамы времён года, дары леса, сада, огорода.

На территории детского сада установлен «птичий столб», который круглый год привлекает пернатых и позволяет вести длительное наблюдение с детьми за птицами: зимой в его кормушку дети кладут корм, летом в водопойный желобок наливают воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком,установленном на его верхушке.

Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов, красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике воспитатели приобщают детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где дети средней и старших групп высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Для успешного экологического развития детей воссоздан уголок нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы. На данном участке воссоздан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Травы на участке сохраняются до полного вызревания, экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. Чтобы не нарушать экологического равновесия на участке проложена экологическая тропа, включающая мини-альпийскую горку, огород, «птичий столб», различные деревья и кустарники, цветники «уголок леса» и др. , откуда дети могут наблюдать за природой в её естественном виде.

Экологические знания дети нашего ДОУ получают не только на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов, на занятиях по изодеятельности, музыкальному воспитанию, в играх и при решении логических задач, во время работы в уголке природы.
Можно сказать, что экологическое воспитание детей в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы знакомясь с произведениями разных писателей. во время тематических занятий по рисованию дети слушают "звуки природы" и работы у них получаются намного лучше.Музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
Большой интерес у детей вызывают экскурсии и целевые прогулки. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Наши воспитанники ежемесячно посещают краеведческий музей, где проходят занятия в соответствии с планом работы.
Ежедневные прогулки с детьми в режиме дня также широко используются для экологического воспитания детей.

Природоохранные акции: «Берегите природу», «Покормите птиц зимой», «Цветочная фантазия» и др., проводимые в ДОУ являются пропагандой экологической безграмотности, повышением уровня экологических знаний. Стало традицией в дни осенних каникул проводить экологическую неделю. В соответствии с возрастом детей педагоги планируют мероприятия:разрабатывают краткосрочные экологические проекты «Расти лучок», «Мой родной край» и др., праздники «Как осень к нам подкралась», «Что у Осени в корзине» и др., конкурсы поделок из природного материала, КВН, выставки рисунков на тему «Берегите природу» и др.

Чтобы стать юным экологом, надо много знать о животных, растениях, уметь за ними ухаживать и помнить, что человек – часть природы. Этому способствует кружок «Юный эколог» ,который организован для детей старшей группы. В кружке дети овладевают навыками экспериментально – поисковой работы, с помощью которой проникают в тайны природы.

Воспитанники детского сада - активные участники районных и городских экологических конкурсов и акций, КВН, неоднократно награждались дипломами, почетными грамотами и подарками. В работе с детьми педагоги придают большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт»; «Пирамидки»; «Зоопарк»; «Что в корзину мы берём»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку», « Одуванчик» сделаны руками педагогов и очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Изготовленные совместно с педагогами макеты «Пустыня», «Долина динозавров», «Ледниковый период», «Животные разных климатических зон» позволяют через сюжетные игры решать экологические задачи.

Изо дня в день учим детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества «Берегите природу», «Что за прелесть эти старые деревья», «Природа глазами детей» и др. В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшают галерею и другие помещения детского сада.

Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Каждый педагог выбирает своё направление работы по экологическому воспитанию дошкольников. В течение 3-х лет педагог с 1 кв.категорией (Поплаухина Л.В.) занималась проблемой организации опытно-экспериментальной деятельности. На специально организованных занятиях ребята знакомятся со свойствами различных веществ, учатся формулировать вопросы и искать ответы на них, устанавливать причины и следствия наблюдаемых явлений. Для самостоятельной исследовательской деятельности разработаны пошаговые алгоритмы проведения опытов и экспериментов.

В её группе создана экологическая мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов. Педагогом обобщён опыт работы по теме «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания». Над темой «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» работает педагог Симакова Л.Н. В своей работе она использует проектный метод обучения, который даёт возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Результатом работы по экологическому воспитанию с детьми старшей логопедической группы стало методическое пособие «Дерево и мы», презентация пособия разработанные воспитателями: Ширяевой Е.Ю. и Постниковой Л.В. Цель пособия : развитие эмоционально – познавательного интереса детей к изучению природы её живым и неживым объектам через использование дидактического материала, повышение уровня экологического воспитания детей (см.приложение) . Методическое пособие «Дерево и мы» является примером инновационного подхода в области ознакомления с окружающим миром. Многообразие дидактического материала, логично выстроенная система занятий позволяет воспитателю максимально эффективно наблюдать за природой не только во время занятий, но и в процессе свободной деятельности детей, в различных играх, викторинах .

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях («Играя изучаем природу», «Совершенствование экологического сознания дошкольников»), семинарах «Азбука экологического воспитания»,«Почти всё о животном мире»), педсоветах («Знай, люби и береги природу», «Игра и экологическое воспитание», «Экологическая гостиная»), практические занятия в нетрадиционной форме («Калейдоскоп природы», «Звёздный час», «Брейн –ринг»),деловые игры «Что? Где? Когда?», «Робинзонада», «Пробежимся по проблемам»), викторинах («Мы знаем и любим природу»). Наиболее эффективными формами работы с педагогами считаем беседы за «круглым столом», где решаем педагогические ситуации, даём советы по изготовлению дидактических игр и пособий, вырабатываем требования по составлению тематических, интегрированных занятий, высокие результаты в работе с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации практических заданий, педагогические проекты, педагогические ситуации).Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

Выявить и уточнить знания педагогов и детей позволяют проводимые совместные КВН «Праздник леса» , «Путешествие по лесным тропинкам», конкурсы на лучшие экологические рассказы малышей. Методический кабинет регулярно пополняется новинками природоведческой литературы, дидактическими пособиями, играми экологического содержания, фотографиями «Природа нашего края»,гербариями. Имеется экологический паспорт ДОУ.

В этом учебном году педагогами разрабатываются экологические игры для детей с использованием компьютерных технологий.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Традиционно родители вместе с детьми сажают деревья в «аллею выпускников».У каждого находится дело: отмерить расстояние, чтобы деревьям не было тесно, выкопать ямки, придерживать растения вовремя посадки, носить воду и поливать. у каждого удивительное светлое, красивое, счастливое лицо, Взрослые бережно берут саженцы, словно они их родные дети, а дети словно «стайка ласточек» щебечут звонкими голосами рядом, Все делают хорошее дело одной большой, дружной семьёй. А мимо нашего детского сада идут другие взрослые и дети, и немного завидуют нашей дружной работе, хорошему настроению, а главное чему- то неуловимому, какой-то тайне, секрету, которые связывают воспитателя и родителей, делают их единомышленниками. Тесный контакт с родителями вошёл в добрую традицию и теперь в ДОУ систематически организуются конкурсы: «Удивительное рядом», «Яркие краски осени», «Очарованье осени», «Рекорды природы», «Природа и фантазия» и др.Проводим выставки совместных рисунков,плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего края», выпуск семейной газеты «Наши домашние питомцы», «Родной край, любимые места», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т.д.) .Родители принимают активное участие в совместных экологических праздниках «Семейная прогулка» , «Мис-Осень», на родительских собраниях делятся опытам как прививают детям любовь и бережное отношение ко всему живому. На протяжении многих лет не остаются равнодушными к творческим поискам педагогов.

Осуществляя работу по экологическому воспитанию дошкольников, мы сотрудничаем с близлежащими учреждениями (социумом). Регулярными для наших детей стали посещения библиотеки, краеведческого музея, Дома детского творчества, где дошкольники знакомятся с выставками, композициями на экологическую тематику, являются участниками совместных конкурсов. Детская библиотека помогает оформлять в ДОУ выставки книг, журналов по временам года, организуют конкурсы чтецов на тему «Мы любим природу», «Наша Малая Родина».

Наши воспитанники постоянные посетители краеведческого музея. А совместно со школой мы проводим акции «Покормим птиц зимой», «Зелёная ёлочка» и др. Школьники помогают нашим детям составлять информационные экологические листовки и развешивать их.

Проблема «здоровье ребенка - окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности. Экологическая обстановка в районе, где расположен наш детский сад характеризуется как удовлетворительная. Промышленные предприятия города находятся на достаточном отдалении от территории детского сада. Единственным источником загрязнения можно считать близкое расположение центральной котельной, но со строительством новой котельной с режимом работы по современной технологии и этот источник будет сведён к минимуму. Транспортные дороги, проходящие рядом с детским садом являются второстепенными. По периметру расположения автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта. По медицинским показаниям состояние здоровья у воспитанников детского сада в целом удовлетворительное. Основное распространение имеют сезонные заболевания, такие как ОРЗ и ОРВИ.

Заболеваемость детей (данные на 01. 09. 2011 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) - 63; бронхит - 1; ангина - 2; скарлатина - 1; в/о - 2; прочие случаи - 15. Общее количество случаев: 84. В среднем пропущено одним ребенком по болезни - 6 дней. Пропущено одним ребенком по желанию родителей (отпуск, санаторий)- 32 дня

В ДОУ выполняются нормы питания меню, используются экологически чистые продукты. Ежемесячно ведётся мониторинг по питанию. Средний набор продуктов соответствует нормам питания в соответствии с САН ПИН. Всё это благоприятно сказывается на здоровье наших воспитанников.
Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ не остановится на достигнутом, впереди - внедрение новых эколого-образовательных технологий, разработки методических пособий, совершенствование предметной среды, создание экспериментальной площадки по экологическому воспитанию. Пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.