Семья

Праздник кузьмы и демьяна православный. Осенние Кузьминки — приметы и пословицы: особенности Осенних Кузьминок. Традиции и обряды на Кузьминки осенние

«Кузьминки – по осени поминки».

(под русскую – народную мелодию дети входят парами за руки в зал и садятся на стулья)

Ведущая:

Поле черно – белым стало

Падает то дождь, то снег

А еще похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

2 Ведущая:

Правильно, Ноябрь! В древней Руси 14 Ноября отмечали праздник, который называется «Кузьминки». Название этого праздника похоже на имя Кузьма.

1 Ведущая:

Жили давным – давно два брата Косьма и Дамиан. Их мать, христианка, воспитывала братьев в добре и доброй вере, и получили они от бога дар исцеления. Лечили не только людей, но и домашних животных от многих болезней. Но применяли они не травы, не лекарство, а слово Божье. Денег за это не брали, так как помнили заповедь Христа «Даром получили, даром давайте».

2 Ведущая:

Кузьма и Демьян были кузнецами. Постепенно, в народном воображении они слились в один нераздельный облик Божьего кузнеца – Кузьмы и Демьяна. Наши предки, внимательно наблюдавшие за жизнью и изменениями в природе, заметили, что со дня святых Кузьмы и Демьяна заковывает зима земли и воды, становится морозно и холодно.

1 Ведущая :

В народе говорили:

Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

Не заковать реку без Демьяна!

2 Ведущая:

Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Обычно в эту пору умеренные морозы:

Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили, что «Кузьминки – по осени поминки».

1 Ведущая:

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Хоровод: « Светит месяц».

2 Ведущая:

В русском народе Кузьма и Демьян назывались Курятниками, считались покровителями кур. В этот день справляли куриный праздник – Петушиные именины – Кочеты, чтобы водились цыплятки. Кур резали на продажу, подавали куриные блюда и устраивали пированье до утра. Считали необходимым резать трех кур. Есть их надо, чтобы птица водилась. Еще слушали молитвы в курятниках и кропили их святой водой, а еще варили лапшу – это было почетное угощение.

1 Ведущая:

На гуляньях устраивались шуточные «Петушиные бои», как это происходило, мы вам сейчас покажем.

Описание игры:

(В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круг.)

2 Ведущая:

Давай, давай себя испытай!

Слаб ты или селен?

Нам узнать не занятно,

Всем потешиться приятно!

Игра «Петушиный бой».

1 Ведущая:

Сразу по хозяйски определяли в дело и куриные перья. Крылом подметали печной шесток, из перьев делали помазки для пирогов. А еще делали из перьев кисточки для раскраски игрушек. Делали так: к большому перу присоединяли мелкие перышки и связывали ниткой в короткую, удобную кисточку. Этими кисточками дети взрослым помогали раскрашивать игрушки, сделанные своими руками.

2 Ведущая:

Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма – Демьян,

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадебку, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную.

1 Ведущая:

Молодые парни приходили свататься к девушкам. Как это происходило, мы вам сейчас покажем.

Игра «Бояре»

Описание игры: (молодцы подходят, в конце фразы топ ногой)

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли! (на вторую фразу отходят)

Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре нам невеста нужна,

Молодые нам невеста нужна!

Бояре, а какая нужна?

Молодые, она глупая у нас!

Бояре не валяйте дурака,

Отдавайте нам невесту навсегда!

Ведущая:

Давайте споем шуточную песню карооке.

Песня «Топиться в огороде баня».

(исполняют родители)

2 Ведущая:

Очень красивы народные обряды, а русские – народные песни еще лучше!

Русская – народная песня «Ах, утушка, моя луговая».

1 Ведущая:

Еще «Кузьминки» называли «Кашниками». К 1 ноября готовили каши из зерен нового урожая, отведать приглашали Кузьму и Демьяна «Кузьма – Демьян» приходи к нам кашу хлебать». Русские крестьяне в восемнадцатом веке готовили более 20 видов разных каш.

Аттракцион «Узнай кашу».

(одному из родителей закрываю повязкой глаза, дают на пробу разные каши, нужно по вкусу определить, что за каша)

2 ведущая:

Пока не ляжет настоящая зима, дети сидели все больше по домам, кто развлекался росписью глиняных игрушек, а кто-то просто играл в «Молчанку».

1 Ведущая:

А как?

2 Ведущая:

А вот так: собирались дети в кружок и сидели друг напротив друга с серьезным видом. Смеяться нельзя, улыбаться тоже. Кто-нибудь, кривляясь и гримасничая, говорил молчанку:

Сорок амбаров сухих тараканов,

Сорок кадушек мокрых лягушек,

Кошку драну, мышь погану

Кто промолвит, тот и съест!

1 Ведущая:

Во время игры дети часто ссорились и дрались:

Как у Петьки на носу

Ели черти колбасу.

А в ответ слышалось:

Борька-Борис

На базаре прокис!

Снес морковку на базар,

На базаре не берут,

Борьку за уши дерут!

2 Ведущая :

Базары были знатные, там продавалось все и не только утварь (продукты), но разные ткани: ситцы и парча. Послушаем песню «Коробейники», а коробейники – это и есть продавцы.

Песня «Коробейники».

1 Ведущая:

Так как базары были не частыми и возможности были ограниченными, людям приходилось заниматься рукоделием, они вязали, шили, вышивали, плели самостоятельно.

Конкурс «Кто быстрее пришьет пуговицу»?

(конкурс для родителей).

2 Ведущая:

Вот так наши с вами предки справляли свой досуг, веселились, но много работали, а мы с вами должны в своей памяти сохранить любовь к своему народу, к своей истории.


Кузьминки

«Кузьминки» — по осени поминки, гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю — первый зимний праздник, встреча зимы . Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.

«Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили их сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом была куриная лапша, а пирогом — курник. Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечерку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей «ссыпчинои» из разных круп. Такую кашу варили и в семьях по случаю окончания молотьбы, а блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу устраивали петушиные бои, раздаривали кур как подарки, не забывали «цыплят по осени посчитать». Ребятишки выпрашивали у кухарок перышки от ощипанных кур — непременно с правого крыла, самые крайние, самые тугие, — из них выходили замечательные удобные кисточки для росписи деревянных игрушек. А озорные парни отправлялись под утро соседских кур воровать. Но к покражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
А как вы, уважаемые читатели, «Кузьминки» отметите? Мы, конечно, не призываем вас чужих кур воровать. Но из тех, что сами вырастили или в магазине купили, почему бы на «Курьи именины» лапши не приготовить или еще чего-нибудь вкусненького. Предлагаем несколько рецептов .

Закуска «Птичка» . Куриные потроха тщательно промыть, мелко нарезать, обжарить с репчатым луком, посолить-поперчить, добавить тертый сыр, измельченные вареные яйца, томат-пасту, сметану и прокипятить. Выложить в форму, смазанную маслом, залить взбитым яйцом, присыпать тертым сыром, запечь в духовке. Все.

Котлеты куриные с сыром . Мякоть курочки пропустить два раза через мясорубку, посолить-поперчить, хорошо перемешать. Из фарша скатать лепешки, на середину положить смешанное с тертым сыром сливочное масло, края лепешки соединить в круглую котлету. Готовую котлетку смочить во взбитом яйце, обвалять в панировочных сухарях и обжарить на сковородке на сливочном масле.

Праздничный пирог «Курник» . В старину «Курник» пекли либо на свадьбу, либо на «Курьи именины». Вариантов этого знаменитого пирога много, и неудивительно! Любили его с разными начинками попробовать и подать торжественно. Поневоле ахнешь, когда хозяюшка внесет высокий конусный пирог, изукрашенный листьями да цветами из теста, с кратером наверху, дымящимся аппетитным паром... Да что там говорить, давайте печь пирог. Тесто подойдет любое дрожжевое, а вот начинок будет несколько. Сначала раскатаем тонкий пласт теста размером несколько больше сковородки, в которой будем выпекать. Выложим пласт на сковороду, на тесто уложим первую начинку — отваренный и остуженный рис. Раскатаем второй, тонкий, как блинчик, пласт теста и закроем им первую начинку. На второй «этаж» «Курника» уложим кусочки отварной курочки и опять перекроем тонким блинчиком из теста. Третья начинка — обжаренные грибы. Бока нашей конусной башни будем закрывать теми же тонкими блинчиками внахлест, соединим и защипаем нижний пласт с боковыми блинчиками, а наверху оставим небольшое круглое отверстие. Из остатков теста вырежем украшения в виде листьев, колосьев, цветов, звездочек, разместим их на боках «Курника». Поверхность пирога надо смазать взбитым яйцом с помощью кисточки или куриного перышка. В отверстие «кратера» вольем полстакана куриного бульона, поставим пирог в печь. Выпечка занимает примерно 30-40 минут при 220 градусах, готовность проверяем лучинкой. Приятного аппетита!

В ноябре, как правило, дождливо и слякотно на улице. Игру во дворе не очень-то затеешь, горок снежных еще нет. Поэтому весь досуг по большей части проходит в избе, в доме. Мальчики увлекались мастерством по дереву, девочки — куклами.

Мастерим из дерева

Издавна делают на Севере щепных лошадок и оленей. В домах, где топят печки и для разжигания дров щепают лучину, там дети до сих пор используют лучинки в своих играх. Сначала заготавливают лучину. Лучше всего подходит еловое или сосновое полено: хвойная древесина расщепляется ровно, особенно влажная. Раньше для щепания лучины применяли специальный тесак, сейчас мастера пользуются большим острым ножом. Нужно стараться расщеплять полено аккуратно, ровно, чтобы лучины были примерно одинаковой толщины (1-1,5 мм). По длине и ширине щепочки получаются разными, из них можно сделать нужный выбор. Для щепной игрушки мастер выбирает планочку, на которой своим ножом делает надрезы, а затем руками разрывает послушные влажные волокна древесины и заламывает-загибает ножки, шейку, хвостик конька. Любимым занятием мальчиков было повторять за мастером все движения и добиться красивой, выразительной фигурки.

Кудельная куколка
А девочки готовы были целыми днями «крутить» куклы. В деревнях, где выращивали лен, тряпичных кукол всегда набивали куделью — очесами льна. Сначала сшивали узкий мешочек, плотно «заваливали» его куделью, стягивали нитками нижний и верхний концы. Потом придавали столбику форму человеческой (женской) фигурки: перевязывали прочной ниткой по линии шеи, туго перетягивали крест-накрест на груди и завязывали на поясе. Получались головка, грудь, туловище. Обязательная деталь кудельной куколки — коса, которую девочки расплетали, заплетали, укладывали в прическу. Ее делали непременно изо льна. Прядь чистого, вычесанного льна пришивали на лоб, перекидывали назад и заплетали в косу с лентой. Наряд куклы состоит из кофты с юбкой. Они делаются из прямоугольных лоскутов ткани, сшитых вручную изнаночным швом, присборены и завязаны: кофта по месту шеи, юбка — на талии. Подол юбки всегда аккуратно подшивали, что характерно для народной куклы. Куколку можно нарядить в фартук, повязать платком и поясом, украсить бусами и сережками.

На каждых посиделках развлекались всяческими играми . Они вроде бы «комнатные», но при хорошей погоде вполне сгодятся и для улицы.

Игра «Олень»
Это вариант игры в фанты. Все рассаживаются кругом по комнате, в центре — водящий, в углу — «Олень», который сидит ко всем спиной. Водящий обходит круг игроков с песенкой, при этом собирает от каждого какие-нибудь мелкие вещички, складывая их в шапку или варежку или в лукошко. Песенка водящего про Оленя, только его здесь называют покороче — Лень:
— Ой, Лень, ты мой Лень,
Тепло ли тебе, Лень,
Холодно ли тебе, Лень?
— Мне не так тепло,
Мне не так холодно,
Принаденьте меня, принакутайте,
Как со девицы платок,
Со красавицы венок,
Как со малого ребенка
Пестрая пеленка,
С мужичка-бодрачка
Опоясочка!

Ну вот, все заветные колечки, ключики да сережки собраны в шапку, их протряс водящий и рукой перемешал, теперь будет по одной вещице доставать, да так, чтобы ни «Олень», ни кто другой не видал, что у него в руке. Например, нащупает в шапке какой-нито ключик, зажмет в ладони и поднимет над головой, да и спрашивает «Оленя»: «Олень-Олень, что этому фанту делать?» А уж «Олень» придумывает веселое задание — прокукарекать, пропеть песенку, станцевать какой-нибудь африканский танец, поздороваться с кошкой, да мало ли что придумает озорной «Олень»! Задание «Оленя» надо выполнять, такой уговор, только после этого получишь свою вещицу. А вот когда остается у ведущего последняя вещичка, ее разыгрывают по-другому. Эта игра называется «Колечко».

Игра «Колечко»
Но может быть не обязательно колечко, а любая мелкая вещица, чтобы только уместилась в кулаке. Все играющие встают в круг или садятся в круг, как удобнее. Ведущий неторопливо обходит весь круг, и каждому игроку будто бы вкладывает скрытно в сложенные «лодочкой» ладошки желанное «колечко». Тот, кому все-таки положили «колечко», не показывает этого, и ждет слов ведущего: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Вот тут все игроки настораживаются, потому что игрок с колечком должен выскочить из круга, а все остальные должны не дать ему это сделать, успеть задержать. Затем игрок с колечком становится ведущим.

Игра «Петушиные бои»
Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, — словом, петушиться. В «Кузьминки» дрались даже петухи, не то что мальчишки. Но мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Правила были строгие — руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Самое главное — парням можно толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на пол второй ногой, ты победил. Конечно, многое зависит от поддержки болельщиков. Болейте на здоровье!

Кузьминки. Кузьма и Демьян. Кузьминки - осени поминки, встреча зимы. По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях.
С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.
Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур.
Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.
Начало зимы, первые морозы, Козьма - Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем. Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт. Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила. Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье. Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

День Кузьмы и Демьяна. Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
Петух стоит на одной ноге - к морозу.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Замечания.- Обычаи

Поселяне Тульской губернии полагают, что с этого дня начинаются морозы. Об этом морозе они сохранили свое наблюдение в поговорке: Козьма и Дамиан с гвоздем.
Поселянки в сей день справляют курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвою-рекою, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами. Усердные старушки после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки по своим родным. В селах женщины прихаживали с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне на красное житье. Боярыни отдаривали поселянок лентами на убрусник. Такие челобитные куры содержались в почете: их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйцы, выносимые ими, считались целебными: ими кормили больных, страждущих желчною болезнью.
В Тульской губернии к этому дню изготовлялись боярынями обетные работы. Деньги, выручаемые от продажи своих изделий, они употребляли на милостыню нищим и на свечи.
В селениях Мышкинского уезда Ярославской губернии поселяне убивают кочета в овинах. Старший в доме выбирает кочета и сам отрубает ему голову топором. Ноги кочетиные бросают на избы для того, чтобы водились куры. Самого кочета варят и за обедом съедают всей семьей.
В селениях Валдайского уезда варят козьмодемьян-ское пиво для честных гостей.
Поселяне Ярославской губернии управляются на этот день с дворовым. Так они называют домового, имеющего попечение за домашним скотом. Если в чьем дворе заведется лихой, то они берут помело, садятся на лошадь, которую не любит дворовой, и ездят на ней по двору. Во время сих разъездов они машут по воздуху помелом и кричат: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После сего остаются покойными и думают, что лихой унялся. Другие помело обмакивают в деготь с намерением: отметить на лысине дворового зазубрину. С этой зазубриной будто лихой сбегает с двора.

Елена Чеботько
«Кузьминки - по осени поминки!» Сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста

Кузьминки - по осени поминки!

Цель : Познакомить детей с традициями русского народа. Побуждать интерес к народной культуре.

Задачи : Познакомить детей с особенностями народных праздников на примере фольклорного праздника «Кузьминки»

Совершенствовать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Ход праздника:

Зал оформлен в стиле «русская горница». Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка – Мир вам гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

1 Девочка – Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

2 девочка – Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяйка – И места гостям приметные-

Будет праздничный вам стол

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

3 девочка – Много мы обрядов знаем

4 девочка – А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка – Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 девочка – А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра.

Игра «Никонориха гусей пасла»

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик». Дети поют:

Никонориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

Никонориха ругается,

А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел»

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка – Давно вас ждем – поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

Мальчики – А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка – А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна.

Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики – А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка - Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а еще говорят, что Кузьминки – по осени поминки.

Мальчики – Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец - Идут кузнецы из кузницы.

2-й кузнец - Несут кузнецы два молота.

3-й кузнец - Галки - вороны, собирайтесь к нам.

2-й кузнец - Варите кутью.

1-й кузнец - Поминать Кузьму.

«Кузнецы» - Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка – А что вы умеете делать?

Кузнецы – А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице…», мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка – Садитесь, молодцы, дорогие, а всем ли место хватило?

1 мальчик – Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!

2 мальчик – Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят!

3 мальчик – Дома сидеть – ничего не высидеть!

4 мальчик – Решили на людей посмотреть, да себя показать!

В это время один мальчик «лень», ложится на лавку, засыпает. Выходят две девочки, обращают внимание на «лень».

1 девочка – Не колода, лодырь, а лень! И лежит она целый день!

2 девочка – Не жнет, не косит, а обеда просит!

Игра «Лень»

Хозяйка – Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

3 девочка – А много гостей – много новостей!

Хозяйка – А каких новостей?

4 девочка – Да, веселых. Вот послушай!

Дети разыгрывают потешки.

Андрейка, детка, о чем плачешь?

Об ворота ударился!

Когда это случилось?

А что же ты сейчас плачешь?

Да вчера дома никого не было!

Где ты был, брат Иван?

В горнице!

Что делал?

Петру помогал!

А что Петр делал?

Да на печи лежал!

Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Хозяйка – Что это мы все сидим и гостей не веселим?

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Обращается к мальчикам

И ребята не зевайте, от девчат не отставайте!

Частушки:

1. Я секрет румян достала

У прабабки Феклы -

Лучше всех румян заморских

Сок из нашей свеклы.

2. Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Он на солнышке лежит,

От чего же он дрожит?

3. Мне миленочек прислал

К празднику записку,

М Что меня он обожает,

Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто

Под моим окошком

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко.

Ведь без мышки не собрать

В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,

Ведь близка разлука.

Ты, подруженька, ошиблась,

Плачет он от лука.

7. На себе всегда ловлю

Восхищенья взоры!

Красоту мне и здоровье

Дарят помидоры!

8. Если б не было пшеницы,

Не было б ватрушки.

Как сумели, так пропели

Мы для всех частушки.

Хозяйка – На Руси уж так идет

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец!

Дети – Пусть Ивана впустят, чтоб играл на гуслях!

1 ребенок – А ты брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке!

2 ребенок – А ты брат, Ермошка, сыграй-ка на ложках!

Оркестр ложкарей «Перевоз Дуня держала» русская народная

Хозяйка – В эту пору играли на посиделках, разбившись на пары, а потом весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охранял ее и заботился о ней.

Русская народная игра «Селезень утку догонял…», после игры слышится стук.

Домовой – Ох, устал я за печкой сидеть,

На ребят решил посмотреть.

Хозяйка – Как на голову свалился

И откуда появился?

Девочки ахают, мальчики охают.

Домовой – В этом доме я живу и за печкою сижу!

Кто меня тут потревожил?

Хозяйка – Собрались мы здесь в горнице, девицы-красавицы, да добры молодцы. Проводить осень, да зиму встретить!

Не серчай на нас, а пускайся с нами в пляс!

Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы»

(на мелодию песни «Ой, вставала я ранёшенько»)

1. Выходили красны девицы

Из ворот гулять на улицу.

Ой ли, ой ли да люли

Из ворот гулять на улицу.

2. Выносили красны девицы

Во белых руках по соловью.

Ой ли, ой ли да люли,

Во белых руках по соловью.

3. Соловьи-то все рассвищутся,

Красны девки разгуляются.

Ой ли, ой ли да люли,

Красны девки разгуляются.

Домовой – А какой же праздник на Руси без пышного каравая, да без сладких пирогов. Выносит каравай.

Домовой – Свети, свети месяц, нашему караваю!

Поглянь, поглянь, солнце, нашему караваю!

Хозяйка – Кушайте, кушайте, да поправляйтесь,

Крепкого здоровья набирайтесь!

Все поют - Дорогие гости, русское спасибо.

Мы для вас подносим, кланяемся низко,-

Полюбить нас просим, как велит обычай, хлеб и соль подносим.

Публикации по теме:

«Чудо-дерево». Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста Чудо-дерево Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Осень. Здравствуйте, ребята! Я в гости к.

«Праздник осени». Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Праздник Осени» Сценарий осеннего праздника в старшей группе Цели и задачи: Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического.

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста «Нижегородская ярмарка» Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторических местах города, любви к Отечеству, гордость за его культуру.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень России» Ведущая: Здравствуйте, родители, Здравствуйте, друзья! Праздник посмотреть хотите? Праздник начинать пора! (Дети, с веточками рябины в руках,.

В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам —собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста — она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины» эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье — совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье».Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.


Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян — сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость — то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.


В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.


В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому, присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий по-хулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.