Семья

Развитие познавательной деятельности детей в раннем возрасте. Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Познавательная активность в младшем дошкольном возрасте

Доклад

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми данной группы, я выявила, что у малышей идет системная . Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»

Слайд 1-4

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми данной группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности . Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Во время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими играми .

Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей .

Слайд 5

  • Виды игр и их действие на познавательно-речевое развитие
  • Сюжетно-ролевые игры : Расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога, активизируют речь ребенка
  • Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов
  • Игры-драматизации : Способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь
  • Знакомят с окружающим миром через образы, звуки
  • Поставленные вопросы заставляют думать, анализировать, обобщать

Слайд 6

Сюжетно- ролевые игры. сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. В игре - драматизации вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н. К. Крупская. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Слайд 7

Драматизация сказки
«Репка»

Цели: побуждать детей участвовать в драматизации сказки, способствовать воспитанию любви к животным.

Способствовать более глубокому пониманию смысла сказки;

Активизировать речь детей

Слайд 8

Игры-драматизации

Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей

чтение сказки; показ сказки; обсуждение сказки, беседа с детьми на тему: «Чему учит сказка?»; распределение ролей, разучивание и проведение эмоциональной гимнастики, основанной на упражнении детей в изображении чувств героев сказки с помощью мимики, жестов, движений, собственной речи; подготовка атрибутов

слайд 10

Игры-экспериментирования

Изучение свойств воды

Опыт 1 « «Вода, бумага, камень» .

Дети проводят исследование, делают вывод : что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову. »

Цели:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; камень - тяжёлый, твёрдый; бумага- лёгкая.
  • Подвести к пониманию того, что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову.»
  • Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, прозрачная, тяжёлый,лёгкая

Воспитывать аккуратность при работе с водой

Слайд 9 - показ

Слайд 11

Найди воздух: Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) . Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод : Воздух прозрачный, невидимый.

Слайд 12

Воздушная лёгкость: Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на пёрышки. Что происходит? (пёрышки улетают) . Да, пёрышки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает пёрышки

Вывод : Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

Слайд 13

Нетрадиционные методики рисования(манная крупа)

Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствовают снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учат детей свободно выражать свой замысел, учат детей работать с разнообразным материалом , развивает чувство композиции , колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук , творческие способности.

Слайд 14

Рисование манной крупой(солнце, снеговик)

Рисование на песке (манной крупе) - удивительное рисование. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком (манной крупой). Удивительным образом горсть песка(манной крупы) превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика , интерес, внимание и усидчивость. мелкой моторики рук , творческих способностей.

Слайд 15

Потрогай и ощути дерево. На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.

Слайд 16

Познавательное речевое развитие в игровой образовательной деятельности.(Лепка)

Лепка - художественное отображение действительности в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (глина, пластилин, солёное тесто, воск). Багодаря лепке происходит развитие творческих способностей;совершенствование мелкой моторики, самоконтроля и координации движений; воспитание культуры трудовой деятельности, практических навыков работы в коллективе; формирование предметного и пространственного мышления;развитие сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Слайд 17

Конструирование: развивает желание и умение строить и играть со сверстниками вместе, умение уважать постройку по группе, делиться с ним материалом, участвовать в совместной уборке. Обогащает представления детей об окружающем мире и конструируемых объектах (домики одноэтажные, двухквартирные, двухэтажные, машины, мосты для людей и машин, горки, конюшни и др.); развивает умение формулировать и осуществлять собственный замысел (выбор темы, создание замысла конструкции, отбор материала); развивает умение анализировать образец и самостоятельно воссоздавать такую же конструкцию; учит сохранять порядок в строительном материале: укладывать его по определённому плану.

Слайд 18

Познание через игру. Вывод


Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Малыш нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Обратите внимание, как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить. Как эффективно развивать познавательную сферу ребёнка - читайте в нашей статье.

Познавательная деятельность дошкольников

Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт.

«Это интересно. По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского, индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях - по сравнению с другими детьми».

Совершенствование познавательной деятельности дошкольников - одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую , то нужно создавать условия для её саморазвития.

Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.

Познавательная деятельность направлена на:

  • получение новых знаний, их усвоение
  • овладение необходимыми умениями и навыками
  • появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность. Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается. Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.

Формирование мышления у детей

Мышление - это не только размышления вслух при помощи слов, а любой психический процесс, который направлен на решение человеком стоящих перед ним задач.

Развитие речи детей раннего возраста

Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, заняться его развитием речи.

Что следует делать родителям малыша?

  1. Пойте. Ребёнок, недавно появившийся на свет, лучше воспринимает гласные звуки, которые произносятся мелодично, нараспев. Именно поэтому новорождённому должна петь мама: негромко, но внятно. Считается, что замена маминого пения фонограммами в младенческом возрасте не так полезно, как песни в исполнении мамы. Мамины «выступления» способствуют развитию речи, ведь малыш слышит родную речь, её мелодику. Кроме пения, почаще говорите с малышом.
  2. Реагируйте на плач. Плач малыша - не только сообщение о дискомфорте или голоде, это ещё и призыв к общению. Одевая малыша, купая его, гуляя с ним - во всех ситуациях рассказывайте ему, что вы делаете.
  3. Артикулируйте. Ваша мимика и артикуляция помогут малышу понять, как правильно произносятся звуки и слова. Так он быстрее овладеет речью.

Упражнения, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста.

  1. Подражание звукам. Гудим, тарахтим, воем, мычим и всячески подражаем звукам животных, механизмов и явлений.
  2. Тренируем губы и язык. Научите ребёнка вылизывать ложку и снимать капельки с неё кончиком языка, облизывать губы, высовывать язык, цокать, как лошадка, причмокивать, сплёвывать.
  3. Тренируем речевое дыхание. Пусть малыш выдувает мыльные пузыри, дует на вертушки и сдувает лёгкие предметы (кусочки ваты, бумаги или ткани, кораблики из бумаги). Вдох должен производиться ртом, а выдох - носом.
  4. Учим сосредотачиваться на звуке. Например, завяжите ребёнку и глазки и позвоните колокольчиком. Глазки откройте и спросите, где звонили (руку с колокольчиком убирать не нужно). Малыш покажет, а впоследствии будет тянуться к колокольчику уже с закрытыми глазами.
  5. Узнаём по слуху. Познакомьте малыша, как звучат отдельные предметы: барабан, ложка, колокольчик, лист бумаги, дудочка, . Называйте названия предметов и демонстрируйте их звук. Попросите малыша подражать этим звукам. Далее закройте глазки ребёнку и предложите угадать, какому предмету принадлежит тот или иной звук.

Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуйте правилам:

  • говорите с малышом не спеша, чётко, используя короткие фразы
  • ежедневно читайте крохе и описывайте иллюстрации
  • развивайте речь малыша в игровой форме
  • не сюсюкайте, так как речь взрослых - ориентир для подражания.

Развитие понимания речи

Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка слов, в полтора года - не менее 30, начать говорить предложениями - к 2-м годам.

Важным условием для начала речи малыша является её понимание. Что этому может поспособствовать?

  1. Разговоры с ребёнком с первых дней жизни.
  2. Чтение и рассматривание детских книжек, особенно со стихами.
  3. Игры с пальчиками. Стимулирование кончиков пальцев подаёт импульс в участки мозга, ответственные за речевое развитие. Поэтому нужно массировать пальчики полугодовалому малышу, а также играть с ним в специальные игры, а деткам 1,5-3 лет предлагать лепить из пластилина.
  4. Радость взрослых. Радуйтесь, когда малыш произносит . Не беда, если они ещё не точно произнесены. Поддержите ребёнка, не перебивайте его, пригласите к диалогу.

Случается, что малыш всё понимает, но не говорит до 2-3 лет. С такими детьми следует заниматься, используя специальные упражнения. К примеру, используя готовые пособия по развитию речи для малышей. 10-15 минут ежедневно будет достаточно, чтобы запустить процесс речевого развития крохи.

«Совет. Важно, чтобы процесс занятий с ребёнком был эмоционально окрашен. Ребёнку должно нравиться всё, что он выполняет. Ввиду этого, следите за настроением малыша».

Функция обобщения

Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них. Это качество является важнейшим условием для овладения элементарными понятиями, а значит - для успешного обучения.

Ребёнок раннего возраста учится взаимодействовать с миром предметов. Он постигает суть крупных бытовых предметов, смотрит, как их используют взрослые, играет с идентичными игрушками, усваивая увиденные действия, учится самостоятельно пользоваться разными предметами.

Сначала нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, мама может показывать малышу игрушки, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, большая или маленькая, мячик мягкий или жёсткий и т. д.

Родителям нужно побуждать детей произносить звуки и слова в адрес увиденного или сделанного. Иногда у малыша сформированы отдельные навыки (кушать ложкой, вытираться полотенцем), однако он не может идентифицировать и назвать предметы, которыми он пользуется. Для этого ребёнку нужно ставить вопросы и связывать виды деятельности с предметами, которые использует малыш.

Развитие восприятия

Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:

  1. Сюжетные и ролевые игры - отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.
  2. Наблюдение за предметами и их рассматривание - обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.
  3. Диалог и беседа - способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.
  4. Экскурсии - предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.
  5. Занятия с конструкторами - стимулируют познавательное начало в ребёнке.
  6. Экспериментирование и опыты - учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности.
  7. Коллекционирование - направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей.
  8. Каждая из этих форм имеет своё предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст воспитанника, его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит строить познавательную деятельность ребёнка гармонично.

    Выводы

    Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.

АЛЕНА БЕРКИМБАЕВА
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

"Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста "

В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владеть знаниями, но и умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребенок является исследователем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.

Проблема особенностей познавательного развития , создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста , на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, Д. Брунер, К. Бюлер, психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец). Изучая теоретические и методологические основы развития познавательных способностей детей , выделила целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес . Так, как на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам, значит, условием развития познавательной активности являются практические исследовательские действия самого ребёнка.

Для повышения профессионального уровня и научно-теоретической обоснованности педагогической деятельности обратилась к понятию познавательной активности .

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить как минимум два коррелирующих компонента, неразрывно связанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации :

Что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания ;

Как получает ребёнок информацию (способы познания ) ;

Как перерабатывает ребёнок информацию : что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, упорядочивает, забывает.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Познавательный интерес – это постоянное стремление к умственной деятельности, проникновение в сущность явлений, самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенности познавательного интереса – направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания .

Познавательная активность – яркое выражение познавательных эмоций в процессе деятельности и по её завершению (положительное отношение к познавательной деятельности , проявления удовольствия, радости при достижении успеха).

Так, под познавательной активностью подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях. Познавательная активность не является врождённой, а значит, для ее формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия. Источником познавательной активности является познавательная потребность , которую необходимо формировать еще в младшем дошкольном возрасте .

Следует отметить, что когда ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен , проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, так как у него возникает внутренняя мотивация к познанию , пониманию и действию. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно и является огромным стимулятором для его дальнейшего развития .

В процессе организации воспитательно-образовательной деятельности можно выделить условия формирования познавательной активности детей :

Своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка,

Отбор наиболее эффективных форм и методов работы с детьми,

Учет личностных особенностей ребенка.

Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности , увеличения объема знаний, умений и навыков.

В процессе поисково-исследовательской деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования) .

Наблюдение за деятельностью детей в процессе поисково-исследовательской деятельности и анализ условий воспитательно – образовательного процесс показали, что изменился уровень познавательной активности . Большинство детей проявляли устойчивый, живой интерес к окружающему миру. Они инициативно предлагали и использовали в процессе поисково-исследовательской деятельности различные формы познания объектов неживой природы.

Колпакова О.Ю., воспитатель

ГБДОУ детский сад №32 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

«Познавательная деятельность детей младшего дошкольного возраста».

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Что дает познавательная деятельность? В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно: к объему образовательной программы и ее структуре; к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы; к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ ставит следующие задачи:

  • поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
  • формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
  • развитие творческих задатков и воображения.
  • формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Формы работы по развитию познавательной деятельности - главное условие работы с дошкольниками, ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие младших дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание происходит через игровую деятельность, ведь малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики-лучики". После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность. Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Так полученное знание будет намного крепче. Если малыш сам проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться.Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

ФГОС рекомендует не просто давать знания "на блюдечке",а учить детей самим добывать эти знания. Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Современные родители, совместно с воспитателями, должны учить детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям. Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой (ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ- ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ). Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе. Дети младшего дошкольного возраста охотно играют в «Дочки-матери», «Магазин», «Я - шофер» и т.д., примеряя на себя роли взрослых: пап и мам, тех людей, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем так же об эксперименте, ведь область «Познавательное развитие» по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Детки младшего возраста очень впечатлительны и податливы, с ними очень интересно работать и слушать их первые рассуждения об увиденном.

Литература:

1.Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. – Киров,2006.

2. Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П.Гринфилд. - М.:1981

3. Казанский О.А. Игры в самих себя - М.:1995

4. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком- М:1990.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста, с. 94


Анна Сальникова
Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст , а это примерно 3-4 год жизни, характерен наступлением нового этапа в жизни малыша. В ребенке наблюдается стремление к самостоятельности. Он испытывает гордость, когда у него что - то получается. Направленность интересов ребенка изменяется. Если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей . Ребенок начинает познавать социальную действительность. У детей в этом возрасте активно развивается речь . Их речь становится частью действия.

В познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста также происходят существенные изменения. Они связаны с тем, что у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает. Он учится действовать продуктивно. У ребенка в это время активно происходит сенсорное развитие , он уже знает о формах, положении и размерах предметов, что можно заметить по рисункам ребенка, в которых появляется формообразование, по тому,что малыш начинает на новом уровне решать мыслительные задачи. Малыш начинает экспериментировать, совершенствуются его орудийные действия. А самое главное, чем характеризуется развитие детей младшего дошкольного возраста , это то, что ребенок начинает мыслить, в его мозге возникают довольно сложные причинно - следственные взаимосвязи. То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно.

В этот период возрастает познавательная активность : развивается восприятие , наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. От того, как сформировано у ребенка восприятие, наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, зависят его познавательные возможности , дальнейшее развитие деятельности , речи и более высоких, логических форм мышления.

У детей возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях, благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых вынужден применять все больше усилий.

Происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми; резко возрастают возможности физического и психического развития , порождая новые потребности, интересы, а также и новые побуждения к все более разнообразным видам деятельности.