Образы

Когда можно оставить ребенка дома одного? Закон нельзя детей оставлять дома одних. Когда ребенок остается дома один Может ли ребенок оставаться один дома

Можно ли ребенка отпускать на улицу одного? Или оставлять малыша дома на полчаса без присмотра пока мама бегает в магазин? Родительские форумы бурлят, копья ломаются, а новостные ленты пестрят заметками про то, как "педофил подошел на улице к ребенку, когда тот гулял во дворе без родителей", "две девочки попали под машину" и прочими ужасами. "ProРодитель" решил выяснить, какие законы на этот счет существуют в России и что советуют эксперты.

Есть ли закон, запрещающий отпускать на улицу детей младше определенного возраста одних?

Федерального закона, который бы не позволял детям находиться на улице без присмотра взрослых, нет, - сообщили в аппарате Уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова. - На этот счет бывают только региональные законы. Так, на Кубани малышей до семи лет отпускать из дома без присмотра запрещено, а для подростков установлен комендантский час.

Получается, формально в России младенцы даже из роддома имеют право добираться домой самостоятельно.

С какого возраста детей безопасно отпускать из дома одних?

Зависит от места, где живет семья, от того, есть ли рядом дорога, - перечисляет председатель правления общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер. - Если как у Пушкина: "Малыш уж отморозил пальчик, ему и грустно и смешно, а мать грозит ему в окно...", - то одно дело, лет с семи можно спокойно отпускать во двор. Младше этого возраста не стоит. Но это только в непосредственной близости от дома.

Кто отвечает за ребенка, когда тот находится на улице без присмотра?

До 18 лет ответственность за ребенка полностью лежит на родителях. Исходя из этого и надо решать, стоит ли ему давать дополнительную свободу, справится ли он с ней, сможет ли он сам проконтролировать свою безопасность.

До какого возраста стоит водить детей в школу?

По-моему, к самостоятельному перемещению по знакомому маршруту ребята готовы в возрасте 10-11 лет, - считает председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. - Иногда отпускать одного можно и раньше, но при этом четко контролировать. Сейчас практически у всех школьников есть телефоны. И будет правильным, если достигнув цели, ребенок сразу позвонит родителям и доложит: я пришел, все в порядке.

Может ли малыш уйти из детсада домой сам или со старшим братом?

Заведующие многих детских садов требуют, чтобы детей из групп забирали только взрослые и не отпускают воспитанников даже со старшими братьями или сестрами, если тем еще не исполнилось 18 лет. Эксперты считают, что это необоснованно.

Конечно, детсадовца одного за ворота никто не отпустит, как тут закон не сформулируй, но есть же простые человеческие правила, - объясняет Альшулер. - Но есть и другая крайность. У нас даже в дребодан пьяному отцу отдадут его малыша, хотя в Европе бы вызвали полицию - законы такие. И, наверное, правильно бы сделали. Поэтому я не вижу ничего криминального в том, чтобы младших детей забирали старшие, особенно если у них разница не в пару лет, а у воспитателя на столе лежит соответствующее заявление от родителей.

А оставлять дома одного можно?

Жизнь - явление, как известно, полосатое. Есть разные семьи, бывают всякие ситуации. И многим малышам приходится привыкать обходиться самим. Просто потому, что свободной бабушки рядом нет, а маме надо отлучатся по делам. Каждый раз брать ребенка с собой не получается. Эксперты советуют одно: развивая самостоятельность не забывать о рисках. Если в квартире можно убрать из зоны доступа все потенциально опасные для малыша предметы, то зачистить так двор или улицу невозможно.

Если бы у нас всех нуждающихся мам обеспечивали надомной работой, как это делают во Франции, можно было бы требовать от родителей обеспечить круглосуточный присмотр за детьми, - говорит Борис Альшулер. - Но у нас такого пока нет. Из-за этого дети рано или поздно все равно остаются одни. И тут все дается на откуп родителей, их восприятия готовности малышей к самостоятельной жизни. Но я бы сам не советовал оставлять без присмотра дошкольников. После семи лет ребята уже могут некоторое время провести самостоятельно.

Вопрос, который волнует всех родителей – потому что всем хочется как можно раньше получить возможность хотя бы сходить в магазин, не говоря уж о более длительных отлучках...

Сайт сайт расскажет не столько о том, со скольки лет оставлять ребенка дома одного (потому что единого подходящего возраста нет и быть не может), сколько о том, как отследить момент, когда ваш малыш к этому готов.

Как понять, что ребенок уже способен оставаться дома сам?

Тут вопрос больше связан не с возрастом, а с психологической зрелостью. Если вы расспросите знакомых с детьми, то обязательно найдется как бесстрашная сторонница ранней которая скажет «А я своего с трех лет оставляю – и ничего!», так и «сумасшедшая мать», не решающаяся оставить без присмотра и десятилетку.

Нет такого возраста, когда нужно любой ценой научить ребенка сидеть дома одного, если вы видите, что он объективно не готов. Что же такое психологическая готовность?

  • Ребенок вменяемый и более-менее послушный (т.е. адекватно выполняет требования и просьбы, способен выслушать, запомнить и сделать то, о чем его попросили). Если же у него даже в обычной обстановке «в одно ухо влетает, в другое вылетает», и вы никогда не уверены, что он сделает то, о чем с ним поговорили – то нет никакой гарантии, что он будет без вас вести себя правильно.
  • У него не бывает беспричинных или спровоцированных необъективными причинами приступов паники, или других сильных эмоций, во время которых он слабо контролирует свое поведение. Маленькие дети могут действительно бояться оставаться одни, плакать и чувствовать сильный эмоциональный дискомфорт.
  • Его обычное поведение и поступки более-менее прогнозируемы, он редко творит явные глупости и странности.
  • Он способен самостоятельно обеспечить себе хоть минимальный бытовой комфорт – сходить в туалет, взять еду там, где ее для него оставили, одеться, если замерз, открыть форточку, если жарко, умыться, если испачкался, и т.п.

Что говорит закон о том, можно ли оставлять ребенка одного дома?

Закон строг – и в РФ, и в Украине нельзя оставлять без присмотра родителей или других ответственных взрослых (близких родственников, педагогов) детей в возрасте до 14 лет. В других странах мира этот возраст колеблется в диапазоне 12-16 лет.

Что это означает на практике?

Если с ребенком младше этого возраста что-либо случится во время того, как он находится один по месту фактического проживания, то это происшествие будет считаться результатом халатности родителей и нарушения ими закона, а не просто несчастным случаем.

Как подготовиться к тому, чтобы оставлять ребенка одного дома?

Мало выдать километровые инструкции в письменном виде и прочитать двухчасовую нотацию. Важно:

  1. Убедиться, что ребенок способен вести себя безопасно.
  2. Приложить максимум усилий, чтобы вокруг него не было потенциальных источников опасности.

Как это осуществить на практике? Перед тем, как оставлять ребенка по-настоящему одного дома, сделайте несколько пробных попыток:

  • Скажите, что уходите на определенное время (например, полчаса), но вернитесь якобы по непредвиденным обстоятельствам или за забытой вещью через пять минут. Посмотрите, что произошло за ваше отсутствие и чем занято ваше чадо.
  • Если есть возможность удаленного наблюдения за ребенком – отлично. Установите веб-камеру и посмотрите кино «Один Дома» с вашим дитём в главной роли, не отходя далеко от квартиры.
  • Во время пробной отлучке устройте проверку ребенку на одну из тревожных ситуаций, о которых вы его инструктировали. Например, в дверь звонит (попросите кого-нибудь из знакомых сыграть эту роль). Или знакомый – скажем, соседка. Как отреагирует малыш – по инструкции, или начнет импровизировать?

Но решая, можно ли оставить ребенка дома одного, все равно нельзя полагаться только на его послушание и ответственность. Сделайте сами все, чтобы минимизировать количество потенциальных источников опасности.

  • Уберите в действительно недоступное место ножи, ножницы, швейные принадлежности, спички и зажигалки, и т.п.
  • Если есть продукты, которых ребенку действительно категорически нельзя – спрячьте их, заприте или постарайтесь, чтобы ко времени вашей отлучки в доме таких продуктов не было. От гастрономических запретов дети действительно страдают больше всего и обычно искренне считают, что «если я съем маленький кусочек, будет незаметно».
  • Спрячьте подальше лекарства и алкогольные напитки. Не всегда, но иногда детям взбредает в головушки шальная мысль попробовать, а что же такого пьют взрослые.
  • Если вы не уверены, что ребенок хорошо умеет пользоваться плитой, включать и выключать водопроводные краны – лучше просто перекройте перед выходом вентиль газовой трубы и вентили на водопроводных трубах. Конечно же, оставьте при этом запас питьевой воды и воды «технической» (например, для мытья рук – в тазике), и какую-то еду, не требующую разогрева.
  • Боитесь, что чадо в отсутствие родителей забредет на какой-то не такой сайт в – отключите интернет или поставьте пароль на вход в компьютер. Только учтите, что посещение недетских сайтов может запросто состояться и в то время, когда ребенок дома не один…

Лучше всего – оставляя сына или дочь первый-второй раз в жизни одного дома, перед отлучкой вручите ему какой-нибудь подарок, который его наверняка займет: новый альбом для рисования, коробку пластилина, книжку… или хотя бы скачайте новую игру ему на планшет. У занятого новой вещью ребенка не останется времени и энтузиазма на шалости!

Все родители поначалу опекают малыша. Они во всем ему помогают, почти везде находятся с ним рядом. Но ребенок растет и рано или поздно наступает тот час, когда нужно начинать воспитывать в крохе самостоятельность. Т.е. мамам и папам приходится ослабить уровень своей опеки и отпустить крох от себя немного дальше, чем на «два шага». И вот именно в такой момент родители задумываются над вопросом, а со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного? Понятное дело, что такой вопрос возникает чаще из-за заботы, а не как вынужденный интерес. Большая часть родителей хотели бы опекать свое чадо всю жизнь. Но для правильного развития человека – этот подход неверен. Да и взрослого мальчишку или девчонку – подростка не оставишь с няней.

Рассмотрим вопрос с разных сторон.

Со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного официально?

Многие действия родителей по отношению к детям регулируются законом страны, где проживает семья. И это надо учитывать. Ведь законы зря не пишутся.

И вот, что гласит закон нашей страны: оставлять ребенка одного дома без присмотра родителей и других взрослых можно не ранее 14 лет.

Это связано, прежде всего, с вопросами безопасности. Надо сказать, что в других странах эта планка не на много отличается от нашей. В Европе, детей официально можно оставлять одних дома с 16 лет, в Японии с 14 лет, а в Индии – с 11-2 лет.

Но это, что касается официальных законов. По факту все бывает немного иначе.

Со скольки лет можно считать сына или дочь готовыми к самостоятельности?

По сути, чтобы ответить на вопрос, со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного, нужно понять, когда наступает момент готовности девочки или парня к самостоятельности. Что это значит? Это значит то, что ребенок должен быть готов к принятию каких-то решений, и он не будет бояться отсутствия рядом старших. При этом сын или дочка должны четко осознавать, что делать можно, а чего нельзя. Ребенок должен быть осведомлен о правилах безопасности в быту. Ко всему этому его должны плавно подготавливать родители. Все это делается не за один день, а в течение нескольких лет. И лишь тогда, когда мама и папа поймут, что кроха подрос и готов остаться один дома, ненадолго можно пробовать (не ранее достижения сознательного возраста).

Понятное дело, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как все дети разные, и воспитание у них разное. Поэтому и решение, в каком возрасте можно оставить ребенка одного дома будет приниматься индивидуально.

Можно ли оставлять ребенка дома одного?

Поняв для себя, со скольки лет можно оставлять своего ребенка дома одного, хочется понять, а как надолго это стоит делать. И тут сразу предостережение: несовершеннолетние дети не должны оставаться без присмотра старших дольше, чем на несколько часов. Т.е. вашему ребенку уже исполнилось 12-14 лет, и уйти в магазин, парикмахерскую, на работу, оставив сына или дочку дома, теоретически можно. Но вот, допустим, уехать в отпуск на недельку или на дачу на выходные, оставив такого ребенка без попечения старших, родители не могут. Просто не имеют права. Даже подросшие дети нуждаются в контроле взрослых. Полная самостоятельность допустима лишь с возраста 18 лет.

Как понять, что ребенок достаточно подготовлен к самостоятельности?

Чтобы решить, со скольки лет можно оставлять ребенка дома одного, надо ответить себе еще на один вопрос, как понять, что ребенок готов к самостоятельности? Здесь все просто! Ребенок, который в будущем вряд ли станет испытывать трудности в направлении развития самостоятельности, наделен следующими качествами:

  • Он не часто задействует взрослых в игре;
  • Он редко отвлекает внимание старших по пустякам;
  • Он способен решать мелкие бытовые вопросы сам (сходить в туалет, почистить зубы, попить воды и т.д.);
  • Не боится спать в своей комнате с потушенным светом;
  • Не впадает в панику, если мама на секунду вышла к соседке;
  • Способен принимать решения в школьных и домашних делах.

Для того чтобы оценить готовность собственного ребенка к самостоятельной жизни, достаточно просто понаблюдать за ним. И если вы заметите, что ребенок нуждается в помощи и подсказках взрослых чрезмерно, нужно уделить внимание этому моменту. Чем дольше ребенок нуждается в чрезмерной опеке старших, тем сложнее ему будет привыкать к самостоятельности.

Оставаясь дома без присмотра, иногда ребенок может вести себя непредсказуемо. Чтобы оградить малыша от возможных проблем , необходимо заранее научить его поведению при отсутствии старших.

Один дома

Если ребенок в присутствии родителей ведет себя уверенно и спокойно, то оставшись наедине, он может растеряться. Оставлять детей дошкольного возраста без присмотра не рекомендуется. По достижении 7 – 8 лет, ребенок при необходимости уже способен позвонить взрослым и объяснить, что его тревожит. А первокласснику, для привития чувства самостоятельности, даже нужно предоставлять возможность изредка оставаться один на один с собой. Но, накануне, обязательно проделать довольно длительную работу по объяснению малышу, чего и почему нельзя делать, находясь в одиночестве.

1. Нужно в разумных границах разрешать малышу приобретать собственный жизненный опыт.
Он скорее поймет, что обжечься и уколоть палец больно, если прочувствует эти ощущения.

2. Взрослым необходимо постоянно следить за своим поведением и действиями.
Например, если мама в процессе штопанья носков зажимает иголку зубами, то не нужно сомневаться, что ребенок будет это повторять. Перед своим чадо необходимо показывать, как правильно пользоваться ножами, ножницами и так далее. Тогда он будет осторожен.

3. В процессе занятий, интересующих ребенка, нужно объяснять правила.
Детям присуще стремление помогать родителям. Можно предложить крошке вместе испечь пирог. А во время работы надо неоднократно повторять, что плиту включать разрешается исключительно взрослым. Можно необходимую информацию преподносить в игровой форме. Допустим, в игрушечном домике устроить мнимый пожар и объяснить действия для его устранения. Сказка про волка и семерых козлят станет замечательным подспорьем для научения дитя не открывать дверь незнакомым.

Ребенка до 14 – 15 лет, имеющего хронические заболевания, оставлять наедине не рекомендуется!

4. Подвигать ребенка к проявлению любопытства в безопасных ситуациях.
Имеется категория детей любящих и ничего не боящихся. Таким детям будет полезным заниматься в кружках, где можно ставить опыты, обращаться с микроскопом или телескопом. В этом случае экстремальных занятий в домашних условиях будет меньше.

5. Не нужно тревожить малыша без причины.
Ребенку свойственно чувствовать состояние, в котором находятся родители. Если приходится оставлять его одного дома не стоит проявлять перед ним беспокойства.

6. Нельзя злоупотреблять запретами.
Малыш должен твердо знать слова «нет» и «нельзя». Но они будут иметь для него вес, когда произносятся нечасто.

7. Нужно учить ребенка принимать решения.
Помогут в этом регулярно задаваемые вопросы. Например: «Как ты думаешь, почему нельзя забираться на шкаф?», «Что ты будешь делать, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек?». То есть вопросы, заставляющие его размышлять.

8. Необходимо дом содержать безопасным.
Окна должны быть защищены от открывания. На электрических розетках установлены заглушки. Мебель и бытовые устройства (вентилятор и так далее) должны быть устойчивые, исключающие возможность падения на малыша.

Четкий возраст, когда маме можно уходить, специалисты называют лишь приблизительно. Чтобы определиться, стоит ли оставлять малыша, нужно иметь в виду 2 правила.

Чем меньше времени малыш проводит без мамы на первом году жизни, тем легче он отпускает ее, став постарше.

До восьми месяцев (а в идеале, до года) малышу лучше не оставаться без мамы больше, чем на несколько часов. При этом крайне важно, чтобы в ваше отсутствие он находился в привычной для него обстановке и с хорошо знакомым человеком.

По мнению американского психоаналитика Эрика Эриксона, до года у детей формируется так называемое «базовое доверие к миру». Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка чувства защищенности, доверия и уверенности в том, что с ним не произойдет ничего плохого. Дети, получившие от мамы достаточно внимания и проявлений любви в первый год жизни, после становятся более самостоятельными. Мир не разрушается вместе с маминым уходом, не возрастает тревога, они уверены в том, что она обязательно вернется.

Проверьте, какой тип привязанности сформирован у малыша. Если это - здоровая привязанность, можете смело уходить. Вам нечего опасаться. Если же тип привязанности болезненный – не стоит спешить.

Термин «привязанность» придумал Джон Боулби – английский психоаналитик и семейный психотерапевт. Привязанность - это общение мамы и ребенка, основанное на том, что мама удовлетворяет потребность малыша в любви и безопасности. Если достичь этого удалось, такой тип отношений называется «здоровая привязанность». Если малыш по какой-то причине недополучает от мамы необходимого, у него формируется «болезненная привязанность».

Как узнать – какой тип привязанности развился у вашего ребенка?

Вам достаточно уйти на несколько часов и внимательно понаблюдать, как малыш отреагировал на ваш уход. Дело в том, что почти все дети плачут, когда мама уходит. Любой детский психолог скажет вам, что такое поведение – норма. А вот то, как ребенок встретит вас, и поможет вам определить тип привязанности.

Здоровая привязанность.
Малыш всегда рад маме, может всплакнуть при расставании с ней, и счастлив, когда она возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела.

Болезненная привязанность. Когда мама возвращается домой, ребенок или игнорирует ее приход, или начинает мстить (кусается, щипает, грубит).

Что делать, если это ваш случай?

Не пугайтесь, потому что надежная привязанность развивается во времени, и сейчас еще просто не настал тот момент, когда малыш может вас спокойно отпустить.

Не ругайте малыша за слезы, и не внушайте ему, что он поступает неправильно.

Постарайтесь разобраться, в чем кроется причина его поведения и обратите внимание на следующие моменты: не слишком ли вы опекаете малыша; не пренебрегаете ли вы его интересами; последовательны ли в своем воспитании (например, всегда ли одинаково реагируете на одно и то же поведение).

Вот перечень внешних условий, которые нужно принять во внимание:

Аргументы ЗА:

У вас есть надежный, хорошо знакомый и любимый ребенком взрослый, который готов остаться с ним на время вашего отпуска. В идеале, это родственник, с которым малыш живет или уже не раз оставался, и встречи эти приносили удовольствие обоим.

У вас есть возможность оставить малыша в той квартире, где он живет (на «своей» территории).

Ребенок уже умеет говорить и выражать свои чувства, он может разговаривать с вами по телефону или по Скайпу.

Вы уже оставляли малыша на некоторое время, и когда вы возвращались, он радостно бежал к вам, вешался на шею, и рассказывал, как провел время.

Вы устали и измотаны, чувствуете, что вот-вот «сорветесь», если упустите сейчас шанс отдохнуть от семейной суеты.

Аргументы ПРОТИВ:

Вы кормите малыша грудью или прекратили кормление меньше 2 месяцев назад (отъезд мамы и отлучение от груди, совпавшие по времени - слишком серьезный стресс).

Ребенку еще не исполнилось 1,5 лет. Начиная с этого момента, у него появляется стремление к самостоятельности, и расставание становится для него несколько менее болезненным. В таком возрасте ему уже можно объяснить, что родители вернутся, что они оставляют его не навсегда.

Когда вы возвращаетесь к ребенку после непродолжительного отсутствия, он игнорирует вас или «мстит» - кусается, бросается.

Вы настолько привязаны к ребенку сами, что не сможете и часа пролежать на пляже, не волнуясь о том, что ему купят не те подгузники. Если вы, еще не уехав, испытываете огромное чувство вины уже за одну мысль о том, чтобы покинуть кроху.

Ребенок плохо знает человека, с которым вы собираетесь его оставить. В идеале, должен пройти хотя бы месяц с тех пор, как они начали общаться.

Поведение малыша сильно меняется в ваше отсутствие. Он становиться агрессивным, или плаксивым, или, что может не сразу бросаться в глаза, наоборот, «замирает» и часами сидит в углу. Если ваш отъезд совпадает с периодом возрастного кризиса ребенка (например, кризиса 3 лет), оставлять ребенка нежелательно.

Вопрос, когда же ребенка можно оставить дома одного, рано или поздно встает перед всеми родителями. Можно ли, допустим, сбегать в магазин минут на 10-15? Многие скажут: все зависит от ситуации, от ребенка, насколько он готов, насколько вы уверены в том, что все будет в порядке.

Но все чаще и чаще встречаю знакомых, у которых дети - ровесники моего семилетнего сына:

А Даня где?

Дома, что ж его тащить сюда, я же на 10 минут. Он уже полгода как остается, если я ненадолго.

Приятельниц я часто расспрашиваю: А не боишься оставлять? А может ли он тебе позвонить? А что, если ты вовремя не вернулась (задержалась, застряла в пробке, сел мобильный, застрял лифт, хватил «кондратий»)?

В ответ получаю привычное:

Ну ты напридумываешь. Так проще вообще детей не рожать.

Решила «прогуглить» разные страны. Русскоязычные источники гласят, что «в большинстве стран Европы нельзя оставлять ребенка дома одного до тех пор, пока ему не исполнится двенадцать лет, а в некоторых штатах Америки – до четырнадцати лет, но при подробном изучении это оказалось не совсем верно.

1. США. В каждом штате действуют свои законы о возрасте, начиная с которого ребенок может остаться дома.

В некоторых штатах есть четко прописанные ограничения: в штате Аризона ребенка можно оставлять в одиночестве, начиная с 10 лет, в штате Мэриленд, начиная с 18 лет, и еще в нескольких штатах с – 14 лет.

Вообще, закон США с разных сторон рассматривает вопрос одиночества ребенка дома:

Родитель будет нести ответственность, если ребенок оставлен в небезопасных условиях или не накормлен, не одет должным образом. Что конкретно означает «небезопасные условия», «не накормлен», «не одет» – на усмотрение суда.

В случае несчастного случая, родители могут быть признаны виновными, если суд посчитает ситуацию, в которой ребенок остался один, не полностью безопасной. Судом учитывается возраст ребенка и другие обстоятельства.

В целях пожарной безопасности, запрещено оставлять ребенка до 8 лет одного в закрытом помещении запертым. Жилой дом относится к такому типу помещений.

2. Канада. В законах этой страны больше конкретики, чем в США. В большинстве штатов запрещено оставлять дома одного ребенка до 10 лет. После 10 лет и до 16 ребенка можно оставлять не более чем на 2 часа. Для того, чтобы оставить ребенка более, чем на 2 часа, должна быть уважительная причина и предприняты такие действия по безопасности как: оповещение соседей, периодические звонки домой, обеспечение продуктами и питьем.

4. Австралия. Здесь возрастных ограничений нет. В случае неприятностей или несчастного случая суд будет решать, насколько верным было решение оставить ребенка одного. Существует множество предписаний рекомендательного характера. Родители не обязаны их выполнять, но в случае возникновения проблем, их поведение будет рассмотрено как ошибочное.

6. Франция. Закон во Франции гласит, что родитель несет ответственность за то, что ребенок до 15 лет в полной безопасности. Четких временных рамок, сколько ребенок может пробыть дома один, не существует.

7. Россия. В российской законодательной практике четких возрастных границ, когда ребёнок может оставаться один, не установлено. Существует несколько законов об ограничении нахождения детей в общественных местах, но все эти они регламентируют самостоятельное пребывание ребёнка на улице, вопрос о пребывании дома целиком и полностью находится сфере личных предпочтений родителей.

Получается, что во многих странах, как и в России, нет конкретного возраста, до которого родитель не может оставить ребенка одного дома. И все, действительно, сводится к видению этого вопроса родителем.

Как же понять, готов ли ребенок остаться один?

Пройдите тест. Если вы ответите «НЕТ» более 2 раз – ребенку не стоит оставаться одному.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 12 минут

А А

Перед каждым родителем однажды встает вопрос — как оставить своего кроху дома одного? Не у всех есть возможность подкинуть чадо бабушке, отдать в детский сад или вовремя забрать из школы.

И, рано или поздно, мамы с папами неизбежно сталкиваются с этой дилеммой.

С какого возраста ребенка можно оставить одного дома – условия готовности детей к этому

В каком возрасте малыш уже готов остаться в квартире один?

Это — вопрос сложный и спорный.

Традиционно занятые родители оставляют своих детей дома уже с 7-8 лет , но этот критерий весьма сомнительный — все зависит от того, готов ли ваш ребенок к такому серьезному шагу в самостоятельность.

Дети разные . Один в 6 лет уже способен разогревать себе обед и ездить на автобусе без родителей, а другой даже к 9-ти годам не способен завязать себе шнурки и спит, крепко обхватив мамину ладонь.

Один дома — как понять, что ребенок готов?


Каждый положительный ответ — это «плюс балл» к уровню самостоятельности вашего чада. Если вы набрали 12 баллов , мы можем вас поздравить — ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы провести без вас пару часов.

Однозначно нельзя оставлять малыша одного дома , если вы ответили отрицательно на большинство вопросов теста.

А также, если ваш ребенок…

  1. Боится оставаться в одиночестве и категорически протестует.
  2. Не знает (игнорирует в силу возраста) правила безопасности.
  3. Не сможет с вами связаться в случае опасности или возникшей проблемы (не умеет либо нет средств связи).
  4. Не способен контролировать свои желания, фантазии и эмоции.
  5. Слишком шаловливый, нетерпеливый, любознательный (нужное подчеркнуть).

С какого возраста можно оставить малыша одного в квартире по законам РФ?

В отличие от других стран, в России, к сожалению, законом подобные ограничения не предусмотрены. Поэтому вся полнота ответственности за свое чадо лежит на маме и папе.

Будьте предельно внимательны и осторожны, решаясь на такой шаг, ведь опасности в квартире подстерегают ребенка на каждом шагу. И, в большинстве случаев, лучше взять малыша с собой или упросить соседей за ним присмотреть, чем потом жалеть о последствиях.

Подготавливаем ребенка оставаться дома одному – как это происходит?

Итак, ваш ребенок уже дал вам свое согласие и готов шагнуть в самостоятельность.

Как его подготовить?


Правила безопасности, когда ребенок один дома – памятки для детей и родителей!

Поведение малыша, оставленного дома в одиночестве, всегда выходит за границы дозволенного мамой.

Причины — обычное любопытство, гиперактивность, страх и пр. В квартире ребенка могут подстерегать опасности на каждом углу.

Как обезопасить свое чадо, что предпринять, и о чем предупредить?

Инструкция по безопасности для мам:

  1. Ребенок должен в-точности знать свой адрес, ФИО родителей , соседей, бабушки с дедушкой.
  2. Дополнительно все номера для связи следует написать на стикерах (на спец/доске) и вбить в память телефона, который естественно нужно зарядить перед уходом.
  3. Также следует написать (и вбить в память телефона) все номера экстренных служб помощи — скорая помощь, полиция, пожарные, МЧС, служба газа.
  4. При хороших отношениях с соседями можно договориться с ними — периодически проверять ребенка (по телефону или напрямую). Оставьте им комплект ключей на «всякий пожарный».
  5. Если есть возможность — установите видеокамеру с трансляцией-онлайн. Так вы сможете приглядывать за чадом прямо с телефона. Конечно, «подглядывать нехорошо», но безопасность ребенка важнее. Пока вы не убедитесь, что он уже достаточно самостоятельный, этот метод поможет избежать многих проблем.
  6. Оставьте ребенку все возможные средства связи — стационарный телефон и «мобильник». По возможности — скайп (если дитя умеет им пользоваться, и ему разрешено пользование ноутбуком).
  7. Если вы оставляете ребенку ноутбук — заранее обеспечьте безопасность чада в интернете. Установите детский браузер или спец/программу (прим. — род/контроль), защищающую ребенка от вредного контента.
  8. Вместе с чадом нарисуйте (и обсудите!) плакаты-памятки о наиболее опасных участках и предметах в квартире — газ включать нельзя, открывать двери нельзя, залезать на подоконники нельзя, спички — не игрушки, лекарства опасны, и пр. Повесьте их на видное место.
  9. Звоните ребенку каждые 20-30 минут. Он должен знать, что мама про него не забыла. И научите отвечать на чужие звонки. Объясните, что категорически нельзя никому сообщать, что «взрослых нет дома», свой адрес и прочие детали. Даже, если тетя «на том конце» говорит, что она — мамина подруга.
  10. Напомните малышу, что лучше положить трубку , перезвонить маме и сообщить ей о странном звонке.
  11. Двери никому открывать нельзя — это малыш должен усвоить на 100%. Но этого мало. Не забудьте объяснить, как действовать и у кого просить помощи в экстремальной ситуации. Например, если кто-то настойчиво стучится в дверь или даже пытается ее взломать.
  12. Не перегружайте чадо инструкциями — он все равно их не запомнит. Продумайте, Нарисуйте таблички и развесьте их в нужных местах. Над розетками, рядом с газовой плитой, на входной двери и пр.
  13. Предусмотрите каждую мелочь. Окна должны быть тщательно закрыты (лучше, если установлены стеклопакеты со спец/замками на ручках), все хрупкие и опасные предметы убраны максимально далеко, лекарства (ножи, лезвия, бытовая химия, спички) спрятаны, газ перекрыт, розетки закрыты заглушками, провода убраны за плинтуса и пр. Выполните все правила безопасности для детей дома!
  14. Объясните, почему нельзя выходить из квартиры. Идеальный вариант — дополнительный замок, при котором дверь изнутри открыть будет нельзя.
  15. Если дитя еще не умеет пользоваться микроволновкой (про газ и речи не идет — его лучше просто не включать), оставьте для него продукты, которые не нужно подогревать и готовить. Хлопья с молоком, йогурты с печеньем и пр. Чай оставьте ребенку в термосе. Также можно приобрести специальный термос для обеда — если малыш проголодается, он просто откроет термос и положит себе теплый обед в тарелку.
  16. Если ваши «срочные дела» находятся недалеко от дома, можно использовать рации с определ/радиусом действия . Этот способ связи обязательно понравится малышу, а вам будет спокойнее.

Чем занять детей, которые остаются одни дома

Помните: ваш ребенок должен быть занят! Если ему станет скучно, он найдет себе занятие самостоятельно, и им может оказаться, например, помощь маме с глажкой белья, поиск запрещенных предметов или еще чего похуже.

Поэтому заранее подумайте — чем занять чадо.

Речь пойдет о детях 7-9 лет (деток помладше оставлять одних просто нельзя, а дети после 10-12-ти лет уже вполне способны занять себя сами).

Планируйте занятия для чада, исходя из ЕГО интересов, а не своих требований. Иногда лучше отойти от принципов, если на кону безопасность вашего ребенка.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!